Два эпизода из жизни Архипа Куинджи. Воспоминания И.Владимирова
Могучий, самобытный характер Архипа Ивановича, озаренный ореолом художественной гениальности, оставлял неизгладимые следы в памяти всех, с кем он встречался на жизненном пути. Среди множества любопытных проявлений его многогранной жизни в мою память особенно глубоко врезались два характерных случая, которые рисуют Куинджи, как художника-учителя, и Куинджи, как хранителя своего художественного сокровища.
В январе 1898 года мы с товарищем подготавливали свои картины к «Весенней выставке» в Академии художеств.
Встретившись с Архипом Ивановичем в Академии, я попросил его зайти к нам на квартиру посмотреть наши работы.
На следующий день, около полудня, в коридоре, ведущем к нашей комнате, послышались знакомые мерные шаги. Я бросился к двери. Перед нами стоял Архип Иванович в своей черной шинели с бобровым воротником и в меховой шапке.
Раскрасневшееся лицо приветливо улыбалось.
- Ну, вот, здравствуйте! Я сразу нашел вас...
Он сбросил шинель на мою кровать, а шапку положил на стол.
- Я не сниму галош, у меня... ноги... Ну, что вы делаете?
Он подошел к мольберту с картиной Гриши, постоял перед ней, подвинул левый угол картины к свету и отошел шага два назад.
Мы стояли в стороне, затаив дыхание. Я пристально следил за строгим выражением лица Архипа Ивановича...
- Нет, это не попало, а тут слабо, не годится, - сказал он.
У Гриши вытянулось лицо.
- Архип Иванович, - робко начал он, - я все стараюсь передать свет... Но солнце на траве все не выходит...
- И не выйдет, нельзя... Это грязь, и все это тяжело, - произнес Архип Иванович, указывая на траву и проводя рукой по горизонту неба. - Дайте красок и смотрите, что надо сделать...
Гриша подал палитру, обтер тряпкой несколько кистей и принялся раскладывать этюды по полу.
- Этюдов не надо... Надо светлый кадмиум и нужна киноварь на палитру...
Гриша выдавил требуемых красок. С необыкновенным вниманием и методичностью Архип Иванович стал смешивать краски на палитре.
- Нужно чистый тон света взять для травы, - сказал он, трогая кистью траву у ног овец.
Новые мазки краски казались живыми солнечными пятнами, случайно упавшими на картину. Все прежние тона в ней сразу померкли, стали тусклыми и бесцветными... Архип Иванович продолжал смешивать краски, класть мазок к мазку в картине. Он подобрал тон тени, упавшей от овец, углубил свежими тонами небо и т.д.
- Вы никогда этих этюдов не копируйте, - надо только посмотреть на них и припомнить, как писали натуру, и уже по впечатлению писать...
- Что мне с овцами сделать? - робко спросил Гриша.
- А их вот так, вот так! - с этими словами Архип Иванович мазнул их почти чистой белой краской по спинам и головам. Вся картина ожила. Я стоял, пораженный яркостью красок, теплотой и чистотой света!.. Гриша принял палитру из рук Архипа Ивановича и бессвязно бормотал слова благодарности.
- Помните, какие краски я брал и сколько... мало белил. Ну, а ваша работа? - обратился он ко мне.
Я отодвинул мольберт назад и отошел от света.
- Здесь вы напрасно черноту пустили, не надо: дорога лучше светлая... Серых воздушных тонов надо, - с этими словами он взял мою палитру, смешал светлый тон и кой-где мазнул по дороге на первом плане картины. Колеи дороги сразу выделились, весь первый план выступил вперед, и тройка с тарантасом ушла на свое место на средний план.
- Воздуха нет между лошадьми: они это слиплись! - продолжал Архип Иванович, - надо прикрыть черноту, будет лучше... больше воздуху, - приговаривал он, энергично затирая черные глухие места в тройке лошадей...
- Нога этой лошади плохо стоит, но это вы сами поправите, а ямщик хорошо... И дали пусть останутся...
Я показал Архипу Ивановичу еще несколько законченных и несколько только что начатых картин. Все его замечания были поразительно верны, и я чувствовал, что его слова открывают мне новые пути, новые способы выражать настроение...
- Архип Иванович, посмотрите мои летние работы, - обратился к нему Гриша, устанавливая на мольберте одну из лунных ночей на море.
Закурив папиросу и пыхтя дымом, Архип Иванович подошел к картине.
- Вы это в первый раз писали лунную ночь на море? - спросил он, строго взглянув в глаза Гриши.
- Нет, я копировал несколько вещей Айвазовского... и писал этюды по впечатлению. А потом эту картину...
- А ночью вы смотрели на натуру? - продолжал допрашивать Архип Иванович.
- Конечно, смотрел и подробно изучал, и даже карандашом записывал, где какие тона, - как-то обиженно ответил Гриша.
- Зачем же вы тут черноту сделали? - сказал Архип Иванович, указывая на небо у горизонта, как раз над отражением лунного света.
- Я эту темноту заметил в натуре...
Но вы не должны были этой черноты писать... Этим вы картину испортили, - решительно сказал Архип Иванович. Следя за разговором, я про себя вспоминал, что когда-то и я в лунную ночь заметил сгущение тона неба над светлой полосой на море, и мне показалось, что Архип Иванович ошибается. Гриша, по-видимому, тоже подумал, что Архип Иванович забыл или просто не обратил внимания на это явление, и с уверенностью в голосе заявил:
- Я потому и сгустил краски неба, что это есть в натуре, и этим я добился эффекта света... Ты, Джон, наверно, тоже помнишь, что эта чернота способствует эффекту света - в натуре? - обратился он ко мне.
Мне сделалось как-то неловко, но я все-таки осторожно ответил:
- Да, я припоминаю, что чернота бывает при сильном лунном свете...
- Без этой темноты совсем не было бы блеска света на воде. И вы, Архип Иванович, совсем напрасно думаете, что я не изучал натуру; именно во время изучения я заметил темное пятно с фиолетовым оттенком у горизонта! - с жаром говорил мой товарищ, как бы почувствовав более прочную почву под ногами...
Архип Иванович молча выслушал нас, и по его лицу скользила добродушная улыбка.
- Ну вот, вы оба плохо смотрели на натуру, а вы еще хуже написали эту картину, - спокойно сказал он. - Да, в натуре темное пятно есть, - повторил Архип Иванович, - но вы не должны были его писать: оно должно само собою явиться в вашей картине...
Я был ошеломлен этими словами. Гриша недоверчиво смотрел на Архипа Ивановича исподлобья, по-видимому, даже предполагая в его словах какую-нибудь шутку.
- Ну как же оно может само собою явиться? Ведь краски не изменяются? - недоверчиво спросил он.
продолжение...
|