Ольга Порфирьевна Воронова. "Куинджи в Петербурге"
Вступление
Основанная в 1757 году Академия художеств сделала Петербург средоточием художественной жизни России. В Петербург стекались лучшие силы - Северная Пальмира привлекала и воспетой поэтами красотой, и возможностью найти применение и признание таланта, внести вклад в сокровищницу отечественного искусства.
Стекались из разных мест: Боровиковский - из Миргорода, Лосенко - из Глухова, Мартос - из Черниговской губернии.
И позднее - во второй половине XIX века - ничего не изменилось. Крамской приехал из Острогожска, Репин - из Чугуева, Куинджи - из Мариуполя. Художники съезжались из всех краев русских, но кто бы назвал их не петербуржцами? Петербург оттачивал их мысли и чувства, давал им направление, подсказывал темы для творчества.
Город становился для них родным, они трудились для его украшения и славы.
На площадях поднимались памятники, на выставках появлялись произведения, определяющие развитие русского искусства, открывались вернисажи, молва о которых шла по всей стране.
Может быть, Куинджи стоит чуть особняком среди остальных. Уроженец юга, он не изменил ему в своем творчестве, большая часть его полотен посвящена Крыму, Кавказу, Украине. Но, как ни любил он юг, возвращаться туда не собирался. Мог бы,- во второй половине жизни он был богатым человеком, не связанным ни официальной службой, ни другими государственными обязанностями.
Но не хотел: в Петербурге его держала не только привычка, но и друзья, ученики, десятилетиями выработанная столицей атмосфера творческой и интеллектуальной жизни, без которой так трудно художнику.
В Петербурге Куинджи сознавал, что он не одинок в своих стремлениях, что он - плечом к плечу с другими художниками России - делает общее великое дело. Вместе с Саврасовым, Васильевым, Шишкиным, Левитаном он работал над созданием пейзажа-картины, над утверждением пейзажа как равноправного жанра в искусстве.
Если до них можно было услышать, что пейзаж нужен лишь «как фон, как декорация для картины», то после их произведений такие высказывания стали невозможны.
Сейчас полотнами Куинджи гордятся лучшие музеи страны: Государственная Третьяковская галерея, Киевский музей русского искусства, Государственная картинная галерея Армении, Ярославский художественный музей, Пермская государственная художественная галерея, Государственный музей искусства Грузии.
Самая большая коллекция произведений Куинджи - в Государственном Русском музее в Ленинграде. Здесь - вместе с этюдами - двести живописных работ Куинджи, самые прославленные из них постоянно экспонируются. И хотя некоторые потемнели, зрители по-прежнему стоят перед ними, как завороженные,- такой глубокой любовью к природе, такой поэтичностью веет от них.
На этих картинах березовые рощи, омытые ливнем лучей; яркие солнечные пятна на поляне; прозрачные тени, скользящие по выбеленным стенам крестьянских хат; небо, вбирающее в себя розовые, золотистые, сиреневые оттенки...
Жизнь Куинджи проста и вместе с тем необычна. Исполненный высокого душевного благородства, всегда устремленный к поискам добра и красоты, Куинджи безраздельно был предан бескорыстному служению искусству.
Лунная ночь на Днепре, 1880 |
Украинская ночь, 1876 |
Березовая роща, 1879 |
Ночное, 1905-1908 |
далее...
|