Ольга Порфирьевна Воронова. "Куинджи в Петербурге"
Художники должны держаться друг друга
Архип Иванович заболел, прочтя эту статью: нервное потрясение вызвало тяжелейший сердечный приступ. На следующем «понедельнике» «куинджисты» потребовали, чтобы пасквилянта с позором выгнали из кружка. Но «мюссаровцы» в большинстве своем воспротивились: вероятно, их давно раздражала шумная требовательность и несговорчивость «Зевса-громовержца».
Они хотели спустить происшедшее «на тормозах», примирить правого и виноватого, сделать вид, что никакого оскорбления не было. И тогда Куинджи сам ушел из кружка - повторялась старая история со статьей Клодта и с выходом из Товарищества. Только на этот раз он не терял друзей, не оставался один - вместе с ним мюссаровские «понедельники» покинуло еще тридцать человек, ни один из них больше не переступит порог дома на Английской набережной.
А время покажет, что ушли самые деятельные и заинтересованные в развитии искусства: мюссаровские «понедельники» вскоре захиреют и заглохнут.
Среди ушедших с Куинджи был и его ближайший помощник по делам кружка Крыжицкий. Всегда любезный, приветливый, обаятельный, совершенно лишенный резкости и нетерпеливости Архипа Ивановича, Константин Яковлевич мог найти общий язык со всеми и каждым.
Но приветливость его никогда не переходила в мягкотелость, несправедливость он всегда воспринимал как несправедливость, и кружок, изгнавший, пусть даже только по душевной вялости и лености, своего лучшего члена, сразу же перестал существовать для него. Вычеркнув из своей жизни мюссаровские «понедельники», он решает создать новое Общество, объединяющее художников разных творческих воззрений, сделав основным его принципом товарищескую поддержку и взаимопомощь.
Узнав, что Крыжицкий разрабатывает устав нового Общества и подбирает членов-учредителей, Куинджи кинулся к нему на Малую Морскую - Крыжицкий жил в доме номер 14 (ныне улица Гоголя, 14). Неужели постыдный уход из мюссаровских «понедельников» обернется для него великой радостью? Он знал, что их взгляды - на художественные объединения совпадают: сколько было говорено-переговорено за четыре совместных года!
Знал это и Константин Яковлевич и не удивился, увидев в своей мастерской Архипа Ивановича, - горячий, страстный, тот пришел без зова, первым, не считаясь ни со своим положением, ни с возрастом. Но и Крыжицкий был поражен, когда Куинджи объявил, что вкладывает в основание Общества 150 тысяч рублей и 225 десятин земли в Крыму, стоящих по новой оценке около миллиона. Вслед за Крыжицким изумится и все петербургское общество - беспрецедентный поступок, его и представить-то себе невозможно!
Газеты начнут сравнивать Куинджи с Третьяковым и отдадут пальму первенства Архипу Ивановичу. Третьяков, напишут они, тратил наследственное состояние, Куинджи - личное, заработанное долгим трудом: он много лет бедствовал, пока появились те первые тысячи, которые стали основой будущего капитала. Третьяков создавал галерею, слава которой - он знал это - станет неотделимой от его славы. Куинджи отдавал, ничего не получая взамен, бескорыстно, безвозмездно поддерживал людей, служащих искусству.
Первым побуждением Крыжицкого было отказаться: можно ли допустить, чтобы человек пожертвовал почти все свое состояние? И тогда Архип Иванович, торопясь, волнуясь, захлебываясь, начал рассказывать, как и почему он решился на это. О злосчастной сходке, за неудачную попытку вмешаться в которую он был отстранен от руководства мастерской, о том, какими страшными и скорбными были для него эти дни и как не друзья, с которыми были прожиты годы, но ученики залечили его душевную рану.
Поднесенный ими адрес был для него не просто утешением, он убедил его, вспоминал впоследствии Крыжицкий, «что если кто еще дышит чистотой помыслов и поступков, то именно молодежь». Поэтому он и решил отдать ей свое состояние. Сто тысяч, данные им на конкурсы Весенней выставки, были лишь началом. «Он не знал только, как быть, как это оформить, кому, собственно, поручить все дело... Годы шли за годами... Но мысль оставалась».
В эту ночь - художники просидели почти до трех часов - был заложен краеугольный камень будущего Общества. «Твой устав, твое новое Общество, которое ты задумал, повернуло все мое дело,- сказал Куинджи Крыжицкому.- Я искал форму приложения, ты мне даешь ее готовой. Ты понимаешь теперь, что из этого может выйти. Если начинать, то надо широко, а иначе не стоит».
Не просто Общество, но Общество, которое, по выражению Куинджи, станет «его настоящим дорогим детищем». Куинджи не спал ночами, продумывал детали устава, приходил к Крыжицкому с новыми и новыми соображениями. Наконец работа была завершена.
«Главная цель Общества,- значилось в уставе,- оказывать как материальную, так и нравственную поддержку всем художественным обществам, кружкам, а также отдельным художникам, содействовать им, устраивать выставки как в Петербурге, так и в других городах и за границей, оказывать постоянную помощь покупкой у них лучших произведений, чтобы образовать национальную художественную галерею. Этим путем Общество надеется объединить художников на пользу распространения и развития искусства в России».
Свободная направленность индивидуальностей. Солидарность и взаимопомощь. Равноправие всех членов. Законодательная власть общего собрания. Исполнительная власть правления. Все эти пункты придумал и внес в устав Архип Иванович, стремившийся устранить возможность любого самовластья. «Все искусство действительно будет в руках самих художников,- говорил он.- Вот что я думаю и как вы должны вести дело».
далее...
|