| ||||||||||||||
|
Живопись Петербурге
Архип Куинджи 1870 год |
Тайны света и цвета
Захлебывался возмущением, говоря о полотнах Куинджи, Михаил Константинович Клодт, тоже пейзажист, мастер «холодной гармонии красок, удивительной окончательности и стереоскопического рельефа» (Крамской). Правда, к его словам особенно не прислушивались, не без основания считая его человеком с тяжелым, недоброжелательным характером, «съеденным собственной завистью».
Но полотна эти раздражали даже Крамского, лучшего друга и постоянного защитника Архипа Ивановича. «...Еще его "Лес" я могу понять и даже восхищаться, как чем-то горячечным, каким-то страшным сном, но его заходящее солнце на избушках решительно выше моего понимания. Я совершенный дурак перед этой картиной.
Я вижу, что самый цвет на белой избе так верен, так верен, что моему глазу утомительно смотреть на него, как на живую действительность: через пять минут у меня в глазу больно, я отворачиваюсь, закрываю глаза и не хочу больше смотреть. Неужели это творчество? Неужели это художественное впечатление?» - восклицал Иван Николаевич.
В 1878 году Куинджи снова едет в Париж: на Всемирной выставке, в отделе русского искусства, экспонируются его полотна. Французские критики, обычно столь строгие (Париж избалован и выставками, и произведениями искусства), принимают их заинтересованно и доброжелательно. «Истинный интерес представляют несколько пейзажистов, особенно г. Куинджи», - пишет П.Манц. Ж.Кларети восхищается «необыкновенной поэтичностью и величавостью» «Украинской ночи».
«Куинджи, бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами»,- подтверждает Э.Дюранти. Мнение Дюраити высоко ценится художниками: это известный, прославившийся смелым мышлением и верным глазом критик, он умеет подметить и поднять на щит новое, талантливое, он - один из тех, кто в самые трудные для импрессионистов времена поддерживал и защищал их.
На этот раз Архип Иванович приехал во Францию с Верой Елевфериевной. У нас не осталось прямых сведений о том, какие достопримечательности он показывал ей в Париже. Но можно предположить, что он возил ее по тому же маршруту, по которому впоследствии провез своих учеников.
Пантеон, Триумфальная арка и собор Парижской богоматери, места фешенебельных гуляний Булонский лес и Елисейские поля, Марсово поле и Отель де Вилль, где располагалась городская ратуша, площадь Бастилии и дворец Тюильри: в тюильрийских пристройках, соединяющих дворец со старинным королевским замком, хранились замечательные коллекции картин и статуй. Вероятно, Куинджи съездили в Версаль, побывали в Лувре и в Люксембургском музее, послушали музыку в «Гранд-Опера» или в Пантеоне - по воскресеньям там звучал орган XVII века, на нем играли торжественные гимны.
В Пантеоне - не только музыка. В Пантеоне Пюви де Шаванн работает над циклом росписей «Житие святой Женевьевы». Архипу Ивановичу запомнится необычное сочетание изысканности и наивности в этих фресках, поэтическая замедленность их ритмов,- впоследствии он будет рассказывать о них своим ученикам. И еще одно художественное событие привлечет его внимание - выставка импрессионистов (в России их называли тогда эмпрессионалистами или импрессионалистами).
Галереи Куинджи: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - English Version (Англ.версия)
| |||||||||||||