Несколько вариантов "Березовой рощи" относятся к самым известным работам мастера.
Одним из первых замыслов к будущим картинам мог быть этюд 1878 года "Сосновый лес с речкой".
Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую к его "Корабельной роще".
Однако интерпретация пейзажа у Куинджи другая, лишенная шишкинской эпичности.
В этюде содержалось многое из того, что предвещало будущую прославленную "Березовую рощу".
В первую очередь - мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства.
В картинах сохранен от этюда прием среза верхнего края изображения, как в фотокадре, придавшего виду некий частный характер.
В картинах Куинджи расширяет плоскость неба и разрежает планы, в связи с чем меняется интерпретация пейзажа, устремленная к передаче светлого и радостного состояния природы.
По сути дела, «Березовая роща» варьирует мотив среднерусской природы: по зеленой опушке, расположенной посерели леса, бежит, извиваясь, тоненький ручей.
Но необычные художественные решения, использованные Куинджи, придают, в общем-то, банальному сюжету ощущение небудничности и загадочности.
Отсутствие панорамной композиции и световоздушной среды, смягчающей яркие цветовые контрасты, и, наоборот, обобщенность форм, четкая симметрия, ритмическое чередование светлых и темных зон усиливают декоративное начало в картине, придавая ей ощущение летнего праздника.
|
|
|
Разделы галереи:
Шедевры художника
Берёзовая роща
Облака
Красный закат
Русская зима
Кавказ
Крым
Пейзаж
Прочие
|
|