Созерцание неба и одиноких в своем величии кавказских вершин, с которыми человек ведет мысленную беседу, - излюбленные темы Куинджи рубежа XIX-XX веков.
Но чтобы выразить это умонастроение времени, художнику пришлось «наработать» массу этюдов на тему солнечных закатов.
Они не были проходными или подготовительными. Они представляли самостоятельную художественную ценность.
Художественными перлами воспринимаются натурные работы, где угасание светила, подернутого сумеречным пеплом, кажется трудным для изображения такого быстротечного явления природы, как закат ("Закат", "Закат зимой. Берег моря", оба - 1876-1890, ГРМ).
Зато в центральной картине «солнечного цикла», в "Красном закате" (1905-1908, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), Куинджи предстает солнцепоклонником. В элегических закатных мотивах художник кажется угомоненным язычником.
Полыхание красок расплавленного солнца, залившего мир напряженным цветом, тем не менее создает впечатление если не умиротворения, то лирического созерцания мощного дневного светила, смиряемого силами приближающейся ночи.
В стихиях природы Куинджи старался познать противоположные их начала: ночь и день, порыв и покой, немощь и силу.
|
|
|
Разделы галереи:
Шедевры художника
Берёзовая роща
Облака
Красный закат
Русская зима
Кавказ
Крым
Пейзаж
Прочие
|
|