Арт-словарь. Словарь художественных терминов. Стили, техника, объединения, живопись
ПУРИЗМ (от франц. pur - чистый, от лат. purus - чистый) - направление во французском изобразительном искусстве 1920-х гг.
Крупнейшие представители пуризма - А.Озанфан и Ш.Э.Жаннере (Ле Корбюзье) - в манифесте «После кубизма» (1918) заявили о необходимости создать новое декоративное искусство, отличительными чертами которого были бы предельно простая форма и минимальное присутствие деталей. Образцом для подражания они провозгласили машину, призывая художников отказаться от субъективного произвола в изображении действительности и в своем стремлении к пластическому совершенству.
РАКУРС (от франц. raccourci - сокращение, укорачивание) - сокращение размеров и формы изображенных предметов и фигур при их удалении от глаз по законам линейной перспективы. Как правило, ракурс применяется к тем объемам, которые в целом или по частям рассматриваются с неожиданных точек зрения или в необычных поворотах (снизу вверх, сверху вниз, при сильном приближении и т.д.). Смелыми и рискованными ракурсами любили пользоваться импрессионисты, разрушая традиционные правила композиции (Э.Дега, Г.Кайботт и др.).
РАМА (франц. cadre, англ. frame, нем. Rahmen) - чаще прямоугольное, реже овальное, круглое или многоугольное оформление картины по периметру. Основное назначение рамы - отделить изображение от окружения, придать работе композиционную завершенность и сосредоточить внимание зрителя на полотне. Рама возникла вместе с картиной в XIV в. и составляла с ней единое смысловое и декоративное целое, так как алтарная рама представляла собой подобие позолоченного готического храма. Затем отношение между рамой и картиной и сам внешний вид рамы претерпевали значительные изменения. Но рама продолжала сохранять свой золотой цвет иконного фона. Импрессионисты впервые стали окрашивать рамы в светлые тона (белый, желтый, розовый, фиолетовый).
РЕФЛЕКС (от лат. reflexus - отраженный) - термин, обозначающий отсвет цвета и света на поверхности предмета, падающий от окружающих объектов, например неба или соседних предметов. Точная фиксация рефлекса помогает более полно передать объем, показать богатство цветов и оттенков изображаемой натуры, вызванное их сложной взаимосвязью. Проблема рефлекса решалась в живописи уже в творчестве Л. да Винчи, но все ее многообразие предстало перед живописцами в связи с задачами пленэра. Ее решение приобрело систематический характер у импрессионистов, особенно в пейзажах К.Моне.
РИТМ (греч. rhythmos, от rhe-os - поток) - повторение соизмеримых элементов в рамках одного произведения, мощное выразительное средство, отражающее в пространственных чередованиях присущие природе временные и пространственные закономерности, взаимосвязи, динамику движения. Ритм может быть монотонным, размеренным или нарушаться специальными акцентами или пропусками повторяющихся деталей. Ритмика художественного произведения может быть явной (в архитектуре) или скрытой и проявляться, например, в сложном и напряженном взаимодействии теплых и холодных тонов (П.Сезанн) или наделенных внутренней энергией мазков живописца (В.Ван Гог).
САЛОН (франц. salon, итал. salo-пе) - официальные выставки произведений живущих мастеров, проводимых в Париже с 1653 г. по инициативе Королевской академии живописи и скульптуры.
Сначала они проводились ежегодно и не имели своего постоянно го помещения, с 1673 г. устраивались под открытым небом во дворце Пале-Руаяль, с 1699 - в Лувре (до 1736 г. в Большой галерее, в 1737-1848 гг. в так называемом Квадратном салоне, давшем им свое название). С 1746 г. Салоны стали проводиться раз в два года. До середины XIX в. они были самыми представительными официальными выставками во Франции, на которых в первую очередь представляли произведения членов академии (« назначенных »).
Художники, не принадлежащие к официальной элите, могли показывать свои работы на площади Дофина (Салон молодых), в Салоне Академии св. Луки, в лавках на мосту Нотр-Дам и др. С XVIIIв. организацией выставок занимался смотритель королевских строений, а размещение экспонатов было в ведении члена академии. Так, в 1761-1773 гг. это почетное поручение исполнял Ж.Б.Шарден. Открытию выставки предшествовал выпуск каталога с кратким описанием наиболее выдающихся картин и данными о званиях и академических должностях их авторов. Широкий отклик, неизменно находивший свое отражение на страницах газет, журналов и специальных изданий, сыграл немаловажную роль в становлении и дальнейшем развитии художественной критики, одним из родоначальников которой был Д.Дидро, писавший о Салонах в 1759-1781 гг. С 1848 г. выставки стали устраиваться во дворце Гран Пале на Елисейских полях.
Во времена правления Наполеона I было учреждено специальное жюри Салона, официальный государственный орган, занимавшийся отбором работ и поддерживающий, как правило, академическое искусство. Жюри отрицательно относилось ко всякому нарушению традиций, поэтому появление в Салоне произведений романтиков, реалистов и начинающих импрессионистов вызывало острую и непримиримую борьбу, накал которой зачастую свидетельствовал о степени их новизны и художественной значимости. С середины XIX в. в знак протеста против официально проводимой жюри политики в области искусства стали возникать независимые художественные выставки (выставка Г.Курбе «Реализм», 1855; «Салон Отверженных», 1863; выставки импрессионистов, с 1874). В 1881г. Салон переходит в ведение Общества французских художников и утрачивает свой официальный характер. С этого времени начинают проводиться ежегодные «Весенние салоны», а с 1903 г. и «Осенние салоны». В конце XIXв. возникают авангардные выставки, также называющиеся салонами («Салон Независимых», 1884). По аналогии с французскими салонами, стали называть художественные выставки и в других странах («Московский салон», 1910-1921).
САЛОННОЕ ИСКУССТВО (от Салонов - официальных художественных выставок, проводимых во Франции) - консервативное направление в искусстве Европы и Америки ХIХ-ХХ вв., опирающееся в основном на нормы академизма и позднего классицизма. Представители этого искусства пользовались также некоторыми приемами романтизма, а затем реализма и натурализма, но воспринимали только их внешнюю сторону, не проникая в суть художественного метода. Характерные черты этих произведений: эффектная красивость композиции, однозначность содержания, прямолинейная трактовка сюжета, формальная завершенность, ремесленническая виртуозность исполнения и сделанность фактуры, имитирующие подлинное художественное мастерство, слащавая экзальтация в передаче идеализированных образов, ориентация на вкус массового зрителя, эротика, носящая явно выраженный развлекательный характер, насаждение «хорошего вкуса» и неприятие нового, коммерциализация искусства.
следующая страница...
|