Арт-словарь. Словарь художественных терминов. Стили, техника, объединения, живопись
ЖАНР (франц. genre - род, вид) - совокупность произведений искусства, объединенных общими темами или изображаемыми предметами (исторический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр), авторским отношением (карикатура, шарж) и способом их истолкования (аллегория, фантастика).
Зачатки жанрового деления наблюдаются с момента возникновения первых произведений изобразительного искусства (анималистические образы наскальных изображений, пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках и т. д.), но само формирование жанровой системы относится к XV-XVIIвв. и связано оно с высоким уровнем европейского искусства этого периода. Поскольку жанр - категория историческая, соотношение жанров в различные эпохи меняется, некоторые из них отмирают, другие приобретают новый смысл (мифологический),
появляются новые жанры в результате выделения разновидностей в самостоятельные виды (архитектурный пейзаж, марина) или слияния нескольких жанров в единое целое (сочетание бытового жанра с пейзажем или группового портрета с историческим жанром).
«ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» - объединение кубистов, возникшее в 1911 г., в состав которого входили X.Грис, Л.Маркуси, Ф.Леже, А.Глез, Ж.Метценже, А.Лот, Р. де Ла Френе, А.Ле Фоконье.
ИМПРЕССИОНИЗМ (франц. impressionnisme, от франц. impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX - начале XXв. Мастера этого направления пытались непредвзято и как можно более естественно и свежо запечатлеть мимолетное впечатление от быстро текущей, постоянно меняющейся жизни.
В 1648г. в Париже была основана Королевская академия живописи и скульптуры, долгие годы следившая за тем, чтобы творческая деятельность страны проходила в рамках классического искусства. Ежегодно под эгидой Академии проводились выставки - Салоны, участие в которых было престижным и почетным. Решающее слово при отборе картин для выставки принадлежало строгому жюри, состоявшему из преподавателей Академии и следившему за тем, чтобы сюжеты представленных полотен содержали героическую или историческую тематику, а сами бы они были выполнены в определенной цветовой гамме с соблюдением непреложных законов классической композиции.
Но 15 апреля 1874г. в Париже на бульваре Капуцинов состоялась выставка 30 молодых художников, картины которых были отвергнуты официальным жюри Салона. Центральным произведением этой выставки явилась картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (Музей Мармоттан, Париж).
На полотне, написанном художником в 1872г. в его родном городе Гавре, изображена почти нереальная картина восхода солнца над водной гладью гавани. Цвета только слегка обозначены, все подернуто легкой сероватой дымкой, сквозь которую виднеются расплывчатые силуэты судов и кранов. И только красный шар солнца пробивается сквозь утренний туман, создавая в центре картины яркое цветовое пятно. Если отойти от картины на некоторое расстояние, то резкие мазки кисти превращаются в легкую рябь на воде, придавая всей картине удивительную реальность и осязаемость. Впервые в истории живописи художник попытался запечатлеть не реальный объект, а свое впечатление от него.
Один из досужих репортеров, которых было великое множество на этой скандальной выставке, Луи Леруа, сотрудник «Шаривари», презрительно назвал Моне и его товарищей «импрессионистами». Впоследствии это ироничное имя закрепилось за художниками и очень быстро потеряло свой первоначальный отрицательный смысл.
Несмотря на то, что выставка молодых художников вызвала бурную общественную реакцию, нельзя считать, что именно 1874 г. является годом рождения данного направления в живописи. Сложилось и оформилось оно раньше - примерно за 6~7 лет до указанных событий, поэтому крещение можно считать несколько запоздавшим. Кроме того, импрессионизм имел своих предшественников, опыт которых и стал его теоретическим обоснованием.
Причины, которые заставили художников объединиться и выставить свои картины вопреки официальному мнению жюри, были просты. С одной стороны, выставка явилась своеобразным манифестом, провозглашающим существование нового молодого направления, которое заявило о себе в полный голос. С другой стороны, она привлекала знатоков и ценителей, которые могли стать потенциальными покупателями. Ведь до этого гарантией значимости картины было участие ее автора в официальном Салоне.
Зима, предшествующая выставке, для многих ее участников была очень суровой: многие из них в буквальном смысле слова умирали с голода. Поэтому К. Моне взял на себя труд по организации коллективной выставки в надежде, что отвергнутые по одиночке, собравшись вместе, художники смогут привлечь внимание к своему творчеству и своим проблемам.
Большинство с энтузиазмом и с полным пониманием значения происходящего откликнулось на призыв Моне: О.Ренуар, А.Сислей, К.Писсарро, П.Сезанн, Э.Дега, Б.Моризо, А.Гийомен. Художники старшего поколения - Э.Буден, Ш.Добиньи, И.Ионкинд - решили поддержать молодежь. И только Э.Мане, признанный всеми мэтр, отказался принять участие в выставке: он признавал только мнение официального жюри Салона и боялся навлечь на себя его гнев.
Импрессионисты пытались запечатлеть на полотнах короткие мгновения бытия точно так же, как это делают фотографы в своих работах. Сюжеты картин для художников были второстепенны, они их брали из повседневной жизни, которую хорошо знали: городские улочки, ремесленники за работой, сельские пейзажи, привычные и всем знакомые здания и т. д. Главное для них было чередование света и тени, причудливая игра солнечных «зайчиков» на самых обычных предметах.
Нельзя сказать, что молодые художники полностью отрицали опыт своих предшественников. Большое влияние на них оказало творчество Э.Делакруа, в частности, его нетрадиционный способ использования красок, а также реализм Г.Курбе и пейзажи Дж.Констебла. Но самое большое впечатление на импрессионистов произвели работы Э.Мане, с которым они часто встречались в кафе и беседовали о новых формах живописи, о возможностях, которые открывало перед художниками рождение фотографии, и особенностях восприятия человеческого глаза.
Новое поколение художников хотело перенести на свои полотна природу в ее истинном проявлении, поэтому они вышли из студий на открытый воздух (пленэр), чтобы наблюдать изображаемые объекты в их привычной среде при естественном освещении. Они прекрасно Понимали, что снег не просто белый, трава зеленая, тени черные, а все это состоит из множества цветных точек, и только человеческий глаз, сливая их воедино, создает целостное цветовое полотно.
следующая страница...
|