На первую страницу
   
На главную

Биография    
Живопись
Фото архив    

Жизнь Куинджи
Смерть Куинджи

"Лунная ночь"

Воспоминания
К 150-летию    
Статьи    

Импрессионизм

Куинджи в
Петербурге


Арт-словарь
Хронология    
История
Музеи        

English    

Гостевая
Ссылки

Архип Куинджи
Архип Куинджи
1870 год


      
       

Арт-словарь. Словарь художественных терминов. Стили, техника, объединения, живопись  

  
   

 Арт-словарь:

 Страница 1
 Страница 2
 Страница 3
 Страница 4
 Страница 5
 Страница 6
 Страница 7
 Страница 8
 Страница 9
 Страница 10
 Страница 11
 Страница 12
 Страница 13 
 Страница 14










   

Так как природный диапазон света и тени красящих материалов гораздо больше того, который в силу технических причин может себе позволить художник, в живописи и графике существует не столь обширная, но довольно богатая оттенками пропорциональная шкала для воспроизведения естественного светотеневого тона; 2) начальный, простейший элемент цвета в природе и колорита в художественном произведении: интенсивность цветового оттенка, соответствующего воспроизводимому участку натуры или изображения по отношению к основным цветам спектра, выражающее его отличительные черты (огненно-красный, золотисто-оранжевый, лимонно-желтый и т.д.); 3) общий светотеневой строй художественного произведения или мотива, определяемый целым диапазоном его светотеневых градаций от самого темного до самого светлого тона; 4) общий тон, близкий по значению к тональности и цветовой гамме полотна - цветовой строй художественного произведения или мотива, его основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета картины, создающий единый колорит (золотистый, теплый, холодный и т.д.) и лежащий в основе «тональной» живописи.

ТОНАЛЬНОСТЬ (франц. tonali-te) - общий колористический или светотеневой строй произведения живописи или графики. Чаще употребляется по отношению к цвету, приближаясь по значению к понятию цветовой гаммы и общего цветового тона. В графике указывает на характер общего светотеневого тона.

ФАКТУРА (лат. factura - обработка, строение) - характер поверхности и ее воспроизведение в художественном произведении. Фактурные особенности зависят от физических свойств натуры (яркие природные краски передаются в живописи более густыми рельефными мазками), от назначения и размеров произведения (фактура эскиза или этюда более свободная, чем фактура картины). В XVI-XVIIIвв. художники отдавали предпочтение гладкой, «скрытой» фактуре живописи, а в XIX-XXвв. они открыли для себя «явную» фактуру, используя для ее создания широкий мазок и неровно нанесенные слои краски.

ФОВИЗМ (от франц. fauve - дикий), «дикие» - направление во французском искусстве начала XXв., крупнейшими представителями которого были А.Матисс, Ж.Руо, А.Дерен, А.Марке, М.Вламинк, Ж.Брак, Р.Дюфи, О.Фриез, Ж. Фландрен, К. ван Донген.
Впервые фовисты громко заявили о себе на парижской выставке 1905г. Публика была шокирована настоящей вакханалией цвета, «дикой» выразительностью кричащих красок, что и послужило причиной возникновения столь странного названия. Имеющая декоративную направленность живопись фовистов отличается преимущественным использованием насыщенных чистых цветов, контрастным сочетанием хроматических плоскостей, заключенных в темный широкий контур, обобщенностью формы, лишенной объема и данной вне законов линейной перспективы. Некоторые черты, непосредственно присущие фовизму, объединяли его с одновременно возникшим с ним экспрессионизмом.

ФОН (франц. fond, букв. - дно, глубинная часть) - задний, пространственный план композиции. Он может быть нейтральным (лишенным какого-либо изображения) или включать в себя элементы пейзажа, интерьера, орнамент и т.д.

ФУТУРИЗМ (от лат. futurum - будущее) - литературно-художественное направление в Италии и России начала XX в. Его появление было ознаменовано опубликованием в 1909 г. «Манифеста футуризма» итальянского поэта Ф.Т.Маринетти. В следующем году Ф.Т.Маринетти оказался во главе группы художников, полностью разделявших его взгляды: У. Боччони, К. Карра, Л.Руссоло, Дж.Северини, Дж.Балла. В своих многочисленных программных документах футуристы полностью отвергали завоевания традиционной культуры и все свои помыслы обращали в будущее, связывая их с развитием индустриальной эпохи все ускоряющихся темпов жизни.
Творчество футуристов во многом обусловлено влиянием кубизма, но они отвергали его основополагающий принцип анализа формы и стремились к непосредственному эмоциональному отображению окружающего их мира высоких скоростей.
Футуристы разработали особый тип картины, так называемые «энергетические» композиции, представляющие собой раздробленные на фрагменты геометрические фигуры и пересекающие их острые углы. Один из основных принципов их построения - симультанность, одновременное представление различных моментов движения.
Футуристы выдвинули идею открытого произведения искусства, которое включает в себя реальное пространство и охватывает зрителя со всех сторон (пластико-динамические комплексы Дж.Балла).
После первой мировой войны движение футуристов идет на спад, но в 1920-х гг. его принципы возрождаются в движении «второго футуризма» (Э.Прамполини, Ф.Деперо). В России футуризм был представлен кубофутуристическими работами Д-.Д.Бурлюка и О.В.Розанова.

ХОЛОДНЫЙ ЦВЕТ - цвет, находящийся в холодной части спектра (синие, голубые, фиолетовые и зеленые тона).

ХРОМАТИЗМ (греч. chromatis-mos - окраска) - наличие в окраске предмета цветового тона, определяющего оттенок цвета, его основные свойства.

следующая страница...


Галереи Куинджи: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - English Version (Англ.версия)


    www.kuinje.ru, 2007-14. Все права защищены. Для контактов - arhip(a)kuinje.ru    
    Сайт рекомендован к просмотру Домом-музеем А.И.Куинджи в Санкт-Петербурге    

  Rambler's Top100