На первую страницу
   
На главную

Биография    
Живопись
Фото архив    

Жизнь Куинджи
Смерть Куинджи

"Лунная ночь"

Воспоминания
К 150-летию    
Статьи    

Импрессионизм

Куинджи в
Петербурге


Арт-словарь
Хронология    
История
Музеи        

English    

Гостевая
Ссылки

Архип Куинджи
Архип Куинджи
1870 год


      
       

Арт-словарь. Словарь художественных терминов. Стили, техника, объединения, живопись  

  
   

 Арт-словарь:

 Страница 1
 Страница 2
 Страница 3
 Страница 4
 Страница 5
 Страница 6
 Страница 7
 Страница 8
 Страница 9
 Страница 10
 Страница 11 
 Страница 12
 Страница 13
 Страница 14










   

Во Франции расцвет салонного искусства падает на 1852-1870 гг., хотя многие его черты угадываются уже в творчестве художников, близких к романтизму (О.Берне, Э.Девериа) и живописцев так называемой «золотой середины» (П.Деларош, Э.Мейсонье). Крупнейшими представителями салонного искусства второй половины XIX в. были Т.Кутюр, А.Кабанель, В.Бугро, Ж.Л.Жером, Ф.Кормон, портретисты Ш.Шаплен, Ф.Винтерхальтер, Э.О.Каролюс-Дюран.
Излюбленными жанрами были мифологический и аллегорический, служившие поводом к изображению обнаженной натуры, исторический, напоминающий костюмную мелодраму, бытовой, близкий к анекдоту, портрет, изображающий приукрашенную идеализированную модель.

СВЕТ (англ. light, shine, франц. lumiere, jour, нем. Licht, Schein) - электромагнитное оптическое излучение, включающее, наряду с видимым излучением - собственно светом, - ультрафиолетовую и инфракрасную области. Электромагнитные волны, находящиеся в диапазоне видимого излучения, попадая на светочувствительные клетки сетчатки глаза, вызывают зрительное ощущение. Затем зрительный нерв передает возбуждение в зрительные центры головного мозга, где также возникает ощущение цвета.
Поскольку поверхность предметов обладает различной отражательной способностью, человеческий глаз способен воспринимать как различные цвета, так и их многочисленные оттенки. Ощущение белого цвета возникает при максимальном отражении и оптическом смешении в глазу зрителя лучей всех семи цветов солнечного спектра (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового), ощущение же черного цвета, наоборот, появляется при полном их поглощении. Если же одна часть лучей поглощается, а другая отражается, то человеческий глаз воспринимает различные цветовые тона. Соединение собственно света с цветом среды происходит в том случае, когда лучи света проходят через прозрачную окрашенную среду. В результате отражения, поглощения и преломления лучей света возникают хроматические цвета, обладающие цветовым тоном, отличающимся от ахроматических - белого, черного и серого.
В живописи под светом понимается освещение изображаемой натуры, вызванное либо изображенным источником света (солнце, луна, свеча и т.д.), либо его отражением (блик, рефлекс). Свет лежит в основе такого важного выразительного средства, как светотень. Сам свет и его сила передаются в произведении с помощью светлоты цвета и тона, а также контрастных световых отношений. В основном максимальная яркость света совпадает с максимальной яркостью цвета, но иногда может случиться так, что яркий блик утратит свою интенсивность и обесцветится. Так, на полотнах импрессионистов стремление к воспроизведению сильного солнечного света в сочетании с использованием чистых красок спектра приводит к выбеливанию колорита вследствие обесцвечивания красок.

СВЕТЛОТА ЦВЕТА - одно из основных качеств цвета, связанное с количественным соотношением отраженного света и поглощенного поверхностью предмета цвета. Уровень светлоты окрашенных объектов определяется при сравнении их с ахроматическими объектами и при выявлении степени их приближения к белому цвету, отражающему максимум света, и удаления от черного цвета, поглощающего максимум света.

СВЕТОВОЗДУШНАЯ СРЕДА - заполнение пространства живописного полотна изображением различных атмосферных состояний природы (туман, дождь, снег, солнечный свет). Первую попытку передачи световоздушной среды предприняли в XV-XVIвв. представители венецианской школы живописи - Дж.Беллини, Джорджоне и Тициан. На их полотнах солнечный и ночной свет получил конкретное эмоциональное воплощение. Дальнейшая разработка проблемы световоздушной среды наблюдается в живописи XVII-XVIII вв. в голландском пейзаже, венецианской ведуте, в работах Рембрандта, Д.Веласкеса, А.Ватто, Дж.Тьеполо. Честь открытия реальной световоздушной среды с постоянно происходящими в природе изменениями атмосферных условий и ослепительным блеском солнца принадлежит крупнейшим живописцам начала XIXв.
Дж.Констеблу, К.Коро и А.А.Иванову. Но объектом пристального внимания она стала в середине XIXв. в творчестве художников-импрессионистов, поднявших ее воспроизведение на небывалую высоту.

СВЕТОТЕНЬ (англ., итал. chiaroscuro, франц. clair-obscur, нем. Hell-dunkel) - постепенные переходы светлого и темного, распределение цветов по степени яркости, которые помогают воспроизвести объем изображаемого предмета, окруженного световоздушной средой. Светотень является важным выразительным средством, обладающим большим эмоциональным воздействием, способным передать не только постоянные свойства материального мира, но и изменчивость среды и атмосферных состояний.

СЕЗАННИЗМ (по имени французского постимпрессиониста П.Сезанна) - течение в живописи XXв., в основе которого лежат приемы, свойственные художественной манере П.Сезанна. Главными признаками сезаннизма являются использование контрастных цветов и создание с их помощью геометричной и обобщенной материальной формы, обладающей объемом и устойчивостью конструкции.
Влияние П.Сезанна особенно ярко проявилось в раннем кубизме и в творчестве русских художников, входивших в объединение «Бубновый валет» (П.П.Кончаловского, И.И.Машкова, А.В.Лентулова, Р.Р.Фалька и мн. др.).

СИМВОЛИЗМ (от греч. sym-bolon - символ, знак) - направление в европейском и американском искусстве на рубеже XIX и XXвв., в основе которого лежал образ-символ, выражающий в аллегорической форме скрытый смысл художественного произведения.
Представители символизма относились к различным стилевым направлениям (поздний романтизм, академизм, постимпрессионизм, модерн), но все они были едины в поиске новых путей передачи неких таинственных сил, будто бы правящих миром, смутных недостижимых идеалов, неуловимых смысловых оттенков и психических состояний.
Большую роль при этом играли многозначность образа, причудливая игра метафор, аллюзий и ассоциаций. Символизм возник как своего рода реакция на ограниченность позитивистской эстетики позднего, утратившего свое величие реализма и натурализма.

следующая страница...


Галереи Куинджи: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - English Version (Англ.версия)

  Рекомендуемые ссылки:

  »


    www.kuinje.ru, 2007-14. Все права защищены. Для контактов - arhip(a)kuinje.ru    
    Сайт рекомендован к просмотру Домом-музеем А.И.Куинджи в Санкт-Петербурге    

  Rambler's Top100