Арт-словарь. Словарь художественных терминов. Стили, техника, объединения, живопись
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ - термин, относящийся непосредственно как к художественному произведению, так и к самой натуре.
Термин обозначает силу воздействия, впечатления, высокую содержательность смысла.
ГАММА (греч. gamma) - гармоничное сочетание взаимосвязанных цветовых тонов и оттенков, в основе которого лежит один доминирующий цвет. Бывает темная и светлая, теплая и холодная, яркая и приглушенная и т.д.
«ГОЛУБАЯ РОЗА» - объединение художников-символистов. Оно было образовано в Москве в 1907 г. живописцами и графиками Н.П.Крымовым, П.В.Кузнецовым, братьями В.Д. и Н.Д.Милиоти, Н.Н.Сапуновым, М.С.Сарьяном, С.Ю.Судейкиным, П.С.Уткиным, Н.П.Феофилактовым, А.В.Фонвизиным и др.
Своим названием объединение обязано одноименной выставке, организованной в Москве в 1907г. журналом «Золотое руно». Творчество членов данного объединения характеризуется мистико-иносказательной тематикой и тяготением к ориенталистским мотивам. Их работы отличаются изысканной причудливостью линейных ритмов, плоскостным приемом изображения, повышенной декоративностью стилизованных форм, приглушенным сочетанием цветов.
В живописной манере большинства представителей «Голубой розы» своеобразно претворились приемы, заимствованные у импрессионистов и получившие у них иное смысловое значение. Так, раздельные мазки импрессионистов у голуборозовцев уплотнились и удлинились, стали текучими и изгибающимися, похожими на водяные струи (Кузнецов) или языки пламени (Милиоти), приобрели декоративную выразительность, приняв на себя повышенную эмоциональную нагрузку. Общество «Голубая роза» распалось в 1910 г.
ГРАДАЦИЯ (лат. gradatio - постепенное повышение, от gradus - ступень) - постепенное изменение цвета, светотени, следование оттенков в рамках одного произведения.
ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ - портрет, на котором изображено не менее трех персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единым действием или сценой.
ДАДАИЗМ (от франц. dada - конек, детская деревянная лошадка) - литературно-художественное движение, возникшее во время первой мировой войны в Цюрихе (1916) среди эмигрантов различных национальностей. Порожденное ужасом перед кошмарной кровавой бойней, оно с самого начала несло на себе отпечаток нигилизма. Дадаисты, группировки которых находились также в Берлине, Кёльне, Ганновере, Нью-Йорке и Париже, отвергали планомерное построение произведений, ставили во главу угла случайность, прибегали к пародии на творчество и разрушению художественной формы. Крупнейшими представителями дадаизма были М.Дюшан, Ф.Пикабиа, X.Арп, М.Эрнст, К.Швиттерс.
ДВИЖЕНИЕ (англ. movement, motion, франц. mouvement, нем. Веwegung) - перемещение в пространстве, изменение. В искусстве это одна из форм, выражающих концепцию времени.
Для передачи движения в произведениях изобразительного искусства, которые не изменяются во времени, существуют свои особые приемы, известные с глубокой древности. Так, например, с их помощью неизвестный мастер сумел запечатлеть бег лошади в пещере Ляско. В конце XIX - начале XXв. на живописных полотнах В.Ван Гога, экспрессионистов и футуристов воспроизводится двигательная энергия их авторов в момент творчества. XXв. отмечен непосредственным введением реального движения и временного развития в изобразительное искусство (кинетическое искусство, мультипликационное кино).
ДЕКОРАТИВНОСТЬ (от лат. decoro - украшаю) - один из способов выражения красоты в художественном произведении, определяемый его композиционно-пластическим и колористическим строем. Изначальное значение декоративности проявляется в орнаменте, в основе которого лежит предметная форма, переходящая сначала в символ, а затем в декоративный мотив (солнечный круг, изгиб волны и т.д.).
Свой вторичный смысл декоративность приобретает в процессе синтеза искусств, когда взаимодействие предметов осуществляется через отношения частей и целого.
ДИВИЗИОНИЗМ (от франц. di-vison - разделение), другое его название пуантилизм (от франц. poin-tiller - писать точками) - система в живописи, основа которой - методическое разложение сложного цветового тона на чистые цвета.
Разделение на полотне выражается четко различимыми мазками в виде точек и небольших прямоугольных линий.
При зрительном восприятии картины с определенного расстояния происходит оптическое смешение мазков. Дивизионизм составлял основу художественного метода неоимпрессионистов.
Впервые теоретическую разработку и практическое применение дивизионизм получил в творчестве французских живописцев Ж.Сера и П.Синьяка в 1880 - 1890-х гг.
В дальнейшем он широко применялся в работах французских (А.-Э.Кросс), бельгийских (Т. ван Рейселберге), итальянских (Дж. Сегантини) и русских (Н.В.Мещеряков) художников.
ДИНАМИКА (от греч. dynamis - сила) - выражение в произведении искусства движения, временных изменений, внутренней энергии при помощи особых приемов (характер мазка в живописи), создающих определенный ритм, воспринимаемый во времени.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА - два цвета - красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, зеленовато-желтый и фиолетовый или зеленый и пурпурный, - звучание которых при сопоставлении усиливается, а их смешение воспринимается как белый цвет. Эта особенность дополнительных цветов широко использовалась импрессионистами для создания особого мерцающего эффекта.
следующая страница...
|