Арт-словарь. Словарь художественных терминов. Стили, техника, объединения, живопись
Расцвет пленэрной живописи падает на XIXв. Особого успеха в пленэризме добились Дж.Констебл в Англии, К.Коро и художники-барбизонцы во Франции, С.Ф.Щедрин и А.А.Иванов в России. Однако самая последовательная и тщательная разработка проблем пленэра принадлежит импрессионистам, у которых свет и воздух приобретают важное самостоятельное значение.
ПОНТ-АВЕНСКАЯ ГРУППА (франц. Pont-Aven, от pont - мост и Aven - название реки) - объединение французских постимпрессионистов. Понт-Авен - небольшая бретонская деревушка на севере Франции, известная своим тихим патриархальным укладом и живописными пейзажами. На протяжении многих лет она привлекала художников из разных стран Европы. В 1886г. туда приехал П.Гоген, чтобы отдохнуть от шумной суеты Парижа. В 1888г. за ним последовали Э.Бернар, Л.Анкетен, П.Серюзье и Я.Веркаде. Вместе со своим учителем художники очень много работали над созданием особого синтетического стиля, который позволил бы им отойти от слишком натурального, по их мнению, стиля импрессионистов.
Работы, написанные в это время, положили начало синтетическому «живописному символизму» П.Гогена и «клуазонистическому» стилю подражавшего ему Э.Бернара. После отъезда П.Гогена на Таити в 1891г. понт-авенская группа фактически распалась.
ПОРТРЕТ (англ., франц. portrait, нем. Bildnis) - жанр изобразительного искусства, показывающий одного человека или группу людей. Основным условием всякого портрета является передача индивидуального сходства, как внешнего, так и внутреннего. Кроме того, изображая свою модель, художник наделяет ее типичными чертами, признаками эпохи и социальной среды.
По характеру изображения различают парадные (в полный рост) и камерные (поясные, погрудные, оплечные) портреты. Разновидностью камерного является интимный портрет, выражающий особенно доверительные отношения между художником и портретируемым лицом.
Фигура в парадном портрете изображается на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном - на нейтральном. Портрет, в котором модель представлена в образе литературного, театрального, аллегорического, мифологического или исторического персонажа, называется костюмированным. Он может быть аллегорическим, мифологическим, историческим. По количеству портретируемых на одном холсте различают двойной и групповой портрет. Если же два лица изображены на разных холстах, но для полотен характерно единство композиции, формата и колорита, такие портреты называются парными.
Несколько портретов, изображающих умерших и здравствующих членов одного рода, образуют портретные галереи. По размеру портреты делятся на станковый «в натуру», малоформатный, миниатюрный и т.д.
Особую группу составляют автопортреты - изображение художником самого себя.
Жанр портрета - один из древнейших в истории живописи, так как в далеком прошлом он имел культовое значение и отождествлялся с душой умершего человека. В античном мире были созданы настоящие шедевры этого вида искусства, идеализированного в Древней Греции и проникающего в самую суть личности в Древнем Риме. В средние века изображение человека регламентировалось строгими канонами и традициями. В эпоху Возрождения происходит становление портретного жанра, характеризующегося гуманистической верой в человека и глубоким пониманием его духовной жизни (Я. ван Эйк в Нидерландах, Донателло, Л. да Винчи, Рафаэль, Тициан в Италии, А.Дюрер, X.Хольбейн в Германии).
XVII-XVIIIвв. отмечены интересом к психологии, внутреннему миру человека (Ф.Хале, Д.Веласкес, Ф.Гойя в Испании, М.К.Латур, A.Гудон во Франции, Т.Гейнсборо в Англии, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, Ф.И.Шубин в России). В XIX в. внимание художников привлекали люди, отличающиеся силой духа и живущие на пределе чувств и эмоций (Т.Жерико, Д.Энгр, Э.Мане, B.Ван Гог во Франции, О.А.Кипренский, И.Н.Крамской, И.Е.Репин в России).
В XXв. интерес к личности портретируемого сохраняется, однако отступает на второй план перед стремлением художника выразить свое понимание мира (П.Пикассо, А.Модильяни, А.Бурдель во Франции, В.А.Серов, М.А.Врубель, М.В.Нестеров, П.Д.Корин, С.Д.Лебедев в России).
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ (франц. postimpressionisme) - термин, обозначающий основные направления французской живописи на рубеже XIX-XX вв., возникшие за импрессионизмом и провозгласившие неприятие его художественного метода. Отправной точкой в истории постимпрессионизма считается середина 1880-х гг. Именно в это время состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован «Манифест символизма» (1886) французского поэта Ж.Мореаса.
Многие из приверженцев постимпрессионизма в прошлом примыкали к импрессионизму, но постепенно они стали пытаться выразить новыми средствами не сиюминутное и преходящее в жизни, как это было у их предшественников, а длительное и наиболее существенное в материальном и духовном состоянии натуры.
Период постимпрессионизма характеризуется взаимодействием разнообразных творческих систем как отдельных художников, так и целых направлений. Так, П.Сезанн стремился отразить устойчивость и материальность окружающего мира. Голландский художник В.Ван Гог, выйдя на сверхчувственную выразительность формы и цвета, предвосхитил появление экспрессионизма.
П.Гоген в полотнах, посвященных быту и легендам Полинезии, пытался воплотить мечту о гармонии мира, о поэтическом единении человека и природы, проложив путь символизму и модерну. Его учениками и последователями стали художники образованной им Понт-Авенской школы и участники группы «Наби» (М.Дени, П.Серюзье, Э.Вюйар, П.Боннар и др). А. де Тулуз-Лотрека можно считать предшественником линейно-живописного строя и декоративной стихии стиля модерн. К постимпрессионизму относится и неоимпрессионизм с его опытами с цветом (Ж. Сера, П.Синьяк и др.).
ПУАНТИЛИЗМ (от франц. poin-tiller - писать точками) - письмо раздельными мазками в виде точек, мелких квадратов или прямоугольников. Нанесенные таким образом на холст чистые краски оптически смешиваются в глазах зрителя и образуют красочное живописное полотно. Примерами виртуозного использования пуантилистической техники могут служить интенсивные, контрастные по колориту пейзажи П.Синьяка и А.-Э.Кросса, тонко нюансированные и очень искусно построенные обобщенные картины Ж.Сера, портреты и жанровые объемно-пространственные композиции Т. ван Рейселберге и Дж.Сегантини.
следующая страница...
|