На первую страницу
   
На главную

Биография    
Живопись
Фото архив    

Жизнь Куинджи
Смерть Куинджи

"Лунная ночь"

Воспоминания
К 150-летию    
Статьи    

Импрессионизм

Куинджи в
Петербурге


Арт-словарь
Хронология    
История
Музеи        

English    

Гостевая
Ссылки

Архип Куинджи
Архип Куинджи
1870 год


      
       

Арт-словарь. Словарь художественных терминов. Стили, техника, объединения, живопись  

  
   

 Арт-словарь:

 Страница 1
 Страница 2
 Страница 3
 Страница 4
 Страница 5
 Страница 6
 Страница 7 
 Страница 8
 Страница 9
 Страница 10
 Страница 11
 Страница 12
 Страница 13
 Страница 14










   

Основой модернизма был неоромантизм, возродивший романтические идеи противостояния общества и отдельного индивида, особой миссии художника и ведущей роли прозрения в создании произведения искусства.
Выдвигая идею преобразования мира посредством красоты и гармонии, теоретики модерна призывали к синтезу искусств как к единственному средству, способному решить данную задачу. Живопись модерна отличается плоскостностью, орнаментальностью, возникающей из гармонии целого и натуралистических или иллюзионистических деталей.
Особый декоративный эффект придает этой живописи сочетание цветовых, подчас почти монохромных плоскостей и опутывающих их мощных контурных линий, образующих затейливое переплетение, весьма напоминающее прихотливую ткань тонкого кружева.
Чрезвычайно яркий, образный, живописный язык модерна как никакой другой подходил для художественного воплощения образов и идеалов символизма.
С живописью модерна связаны имена таких художников, как П.Гоген и участники группы «Наби» (М.Дени, П.Боннар, Э.Вюйар, П.Серюзье и др.) во Франции, Г.Климт в Австрии, Э.Мунк в Норвегии, Ф.Ходлер в Швейцарии, М.А.Врубель, В.М.Васнецов, К.А.Коровин, отчасти В.А.Серов и члены группы «Мир искусства» (Л.С.Бакст, А.Н.Бенуа, К.А.Сомов) в России.

МОНОХРОМИЯ (от греч. monos - один и chroma - цвет) - одноцветность; монохромный - исполненный оттенками одного цвета.

МОТИВ (франц. motif, от лат. moveo - двигаю, привожу в движение) - устойчивая тема, проблема или идея в творчестве художника или целого направления в искусстве. Мотив может относиться как к натуре, так и к ее изображению.

«НАБИ» , «Набиды» (франц. па-bis - пророки от др.-евр. “наби” - пророк) - группа художников, существовавшая в конце 1880-х - начале 1900-х гг. в Париже. В нее входили такие известные живописцы, как П.Боннар, Э.Вюйар, М.Дени, П.Серюзье, П.Рансон, К.Руссель и др., а также график Ф.Валлоттон и скульптор А.Майоль.
Под влиянием достижений постимпрессионизма особенно творчества П.Гогена они разработали вариант стиля модерн, близкий к символизму. Главным средством выражения набидов был цвет.
Их работы отличались декоративной обобщенностью форм, причудливые ритмы которых напоминали звучание музыкальных инструментов.
В композиции использовали характерное для постимпрессионизма плоскостное изображение натуры и четкий широкий контур.

НАЗАРЕЙЦЫ (от нем. Nazarener - название прически с длинными волосами) - группа немецких и австрийских художников-романтиков, которая в 1809 г. образовала «Союз св. Луки».
Полуироническое название объединения появилось от традиционного наименования прически с длинными волосами «алла назарена», известной по автопортретам А.Дюрера.
Одним из основателей братства назарейцев стал Ф.Овербек, который вновь ввел в моду прическу «алла назарена». С 1810г. назарейцы в составе П.Корнелиуса, Ф.Овербека, Ф.Пфорра, Ю.Шнорр фон Карольсфельда и др. обосновались в старом заброшенном монастыре Сан-Исидоро, где они жили на манер средневековых религиозных братств и художественных артелей.
Назарейцы поставили перед собой высокую цель возродить духовность в искусстве, которая, как они считали, не сохранилась в живописи Нового времени. Поэтому образцами для подражания они выбрали полотна А.Дюрера, Перуджино и ранние работы Рафаэля. Однако произведения назарейцев, как отдельные так и коллективные, например росписи в доме Бартольди в Риме 1816-17 гг. (ныне Национальная галерея Берлина), несут на себе оттенок холодной стилизации. В 1820-х гг. группа начала постепенно распадаться, и к концу 1830-х гг. почти все ее участники вернулись на родину.

НАТУРА (от лат. natura - природа) - предметы и явления окружающего мира, а также люди и живые существа, которые могут служить художнику в качестве модели. Непосредственно и целиком с натуры выполняются наброски, зарисовки, этюды, полностью или частично с натуры пишутся портреты, пейзажи и натюрморты. Тщательное изучение натуры может происходить как в естественных условиях (пленэр), так и в условиях мастерской при работе с натурщиком.

НАТЮРМОРТ (франц. nature morte, англ. still life, нем. Stilleben) - жанр изобразительного искусства, воспроизводящий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и объединенные созданным художником контекстом. Изображение предметов может быть реальным или фантастическим, иллюзионистическим, наделенным особым символическим смыслом.
Еще античные и средневековые художники любили изображать предметы, но первым натюрмортом, отвечающим всем критериям жанра, считается картина венецианского мастера Якопо де Барбари (1504).
Расцвет жанра падает на XVII в.: пышностью форм и богатством красок отличаются изображения даров природы на картинах фламандцев Ф.Снейдерса, Я.Фейта, простота и величие композиции выделяет работы испанских мастеров Ф.Сурбарана, X.С.Котана, но особенно разнообразен и изыскан голландский натюрморт, окутанный атмосферой домашнего уюта (П.Клаас, В.Хеда, В.Калф, А.Бейерен). Мастером натюрморта во Франции в XVIII в. был Ж.Б.Шарден, лаконичные и простые по композиции работы которого утверждали красоту, гармонию и достоинство обыденной жизни.
Творчество художников XIXв. значительно расширяет привычные рамки жанра: О.Домье наделяет свои натюрморты острым социальным звучанием; прозрачность и воздушность полотен Э.Мане подчеркивают изменчивую красоту мира; конструктивный и синтетический художественный язык П.Сезанна, обладающий монументальностью и философским смыслом, использует цвет для создания почти скульптурной объемной формы; экспрессивный мазок и символика ярких цветовых пятен В.ван Гога заставляют заговорить самые обычные вещи. Натюрморт XX в. отмечен разнообразными художественными экспериментами, цель которых - выявление многоаспектности и геометрической структуры предметов материального мира (кубисты П.Пикассо и Ж.Брак во Франции, В.Е.Татлин, Л.С.Попова в России). Многие художники через изображение предметов пытались выразить собственное понимание мира и собственной личности (участники объединения «Голубая роза» П.В.Кузнецов и М.С.Сарьян; члены группы «Бубновый валет» П.П.Кончалов ский, И.И.Машков, А.В.Куприн и Р.Р.Фальк; А. Матисс во Франции, Дж.Моранди в Италии).

следующая страница...


Галереи Куинджи: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - English Version (Англ.версия)


    www.kuinje.ru, 2007-14. Все права защищены. Для контактов - arhip(a)kuinje.ru    
    Сайт рекомендован к просмотру Домом-музеем А.И.Куинджи в Санкт-Петербурге    

  Rambler's Top100