Арт-словарь. Словарь художественных терминов. Стили, техника, объединения, живопись
Художники стали использовать принципиально новую технику письма, при которой краски на мольберте не смешивались, а накладывались на полотно кистью в виде отдельных мазков. Поэтому, чтобы составить себе целостное представление о картине, работы импрессионистов следует смотреть с небольшого расстояния, а не вблизи. При таком восприятии четкие раздельные мазки плавно переходят друг в друга, и создается ощущение динамики. Получается, что объемные формы постепенно растворяются в окутывающей их световоздушной оболочке. Очертания становятся зыбкими, и возникают постоянно рождающиеся и вечно длящиеся движения. Подобные картины не имеют четкой композиции, каждая из них является отдельной частью, кадром целого изменчивого мира.
Основными структурными элементами становятся фрагментарность, рискованный ракурс, срезанные, как бы случайно попавшие в кадр фигуры. Все части картины возникают в одно время, поэтому они равнозначны. Асимметрия, случайность или неуравновешенность таковой только кажется. В жанровом отношении у импрессионистов нет четких границ: быт перемешан с портретом.
Изучение принципов и приемов импрессионизма оказало огромное влияние на развитие национальных европейских художественных школ. В результате полемик и взаимодействия с импрессионизмом появились новые течения, такие как неоимпрессионизм и постимпрессионизм.
ИНТЕРЬЕР (франц. interieur) - жанр изобразительного искусства, представляющий внутреннее пространство общественного, жилого, промышленного помещения. Развитие получил в конце XVI - XVIIвв. в Голландии и Фландрии в творчестве П.Санредама, Э. де Витте (церковные интерьеры), П. де Хооха, Я.Вермеера, а также в первой половине XIX в. в Германии в живописи бидермайера (Г.Ф.Керстинг) и в России в школе А.Г.Венецианова.
XIX-XX вв. отмечены появлением многочисленных работ, характерной чертой которых является разнообразный, часто диаметрально противоположный подход к изображению интерьера: от уютных, наполненных светом полотен А.Менцеля, В.А.Серова и А.Матисса до отмеченных драматизмом переживаний картин В.Ван Гога и экспрессионистов.
КЛУАЗОНИЗМ (от франц. cloi-son - перегородка) - термин, перенесенный в живопись из прикладного искусства.
Обозначает особую манеру письма, разработанную Э.Бернаром и Л.Анкетеном в 1887г., воспринятую П.Гогеном и ставшую основой живописного «синтетического» символизма.
Суть данной системы заключается в том, что все полотно разделяется на несколько плоскостей разного цвета в соответствии с изображаемыми фигурами или предметами.
Каждая из этих плоскостей очерчивается причудливо изгибающейся широкой контурной линией, как в эмалях пластинками или в витражах - свинцовыми красками. Главная роль в клуазонизме отводится чистым контрастным цветам, которые придают живописной плоскости особый декоративный эффект, поднимая линию горизонта и разрушая привычную перспективу натурного пространства.
Фигуры уплощаются и становятся похожими на тени (П.Гоген «Видение после проповеди», 1888). Очень близок клуазонизм синтетизму, воспроизводящему тот или иной мотив по памяти или из глубин воображения, а потому не требующему детальной его прорисовки.
КОЛОРИТ (от лат. color - цвет, краска) - одно из самых важных средств эмоциональной выразительности, представляющее собой единую систему цветовых тонов данного художественного произведения, воспроизводящую цветовое богатство окружающей природы.
Его характер определяется эпохой, стилем, живописной манерой художника, своеобразием его восприятия мира и общим замыслом произведения. В зависимости от преобладания тех или иных красок колорит может быть теплым (красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (зеленые, синие, фиолетовые тона), спокойным (созвучное сочетание тонов) и напряженным (использование контрастов), ярким (интенсивные, насыщенные тона) и блеклым (выбеленные тона). Колористическая система может быть основана на локальных тонах, имеющих символическое значение, и тонах, отражающих реальную цветовую картину мира - пространство, свет, тени, материальную сущность предмета во всех его взаимоотношениях со средой.
КОМПОЗИЦИЯ (от лат. сотро-sitio - составление) - структура художественного произведения, определяющая взаиморасположение его частей, их подчинение друг другу и единому целому. Особенности композиции определяются спецификой жанра, стиля, содержанием произведения и индивидуальными особенностями автора.
Композиция включает в себя целую систему элементов. В живописи, например, это сюжет, способ передачи пространственных и временных отношений, точка зрения и т. д. Композиция играет большую роль в восприятии произведения. Так, фрагментарность, неожиданный ракурс, нарочитая композиционная небрежность на полотнах импрессионистов создают иллюзию случайно подсмотренной сценки и подчеркивают непосредственность сиюминутного впечатления.
КОНТРАСТ (франц. contrasts - резкое различие, противоположность) - один из художественных приемов, в основе которого лежит противопоставление двух соотносящихся качеств с целью их усиления. Цветовые и светотеневые контрасты служат для моделировки объема или выражения пространственных отношений.
КОНТУР (франц. contour, итал. contorno) - линия, очерчивающая силуэт предмета или отдельной его детали. Контур обладает большой художественной выразительностью, придавая произведению большую экспрессию и динамизм. В клуазонизме, например, он выступает в качестве одного из основных композиционных элементов.
КУБИЗМ (франц. cubisme, от cube - куб) - одно из постимпрессионистических направлений во французском искусстве 1900-1910-х гг., основателями и виднейшими представителями которого были П.Пикассо и Ж.Брак. Своим названием кубизм обязан обилию прямых линий, граней и кубоподобных форм в живописных композициях. Различают три периода в развитии кубизма: сезанновский (1907-1909), аналитический (1909-1912) и синтетический (1913-1914).
следующая страница...
|