Арт-словарь. Словарь художественных терминов. Стили, техника, объединения, живопись
В 1917г. объединение распалось, после того как из него вышли сначала В. Д. и Д. Д. Бурлюки, Н.С.Гончарова, М.Ф.Ларионов, К.С.Малевич (1911), склонные к примитивизму, кубофутуризму и абстракционизму и организовавшие свою выставку под названием «Ослиный хвост», а затем П.П.Кончаловский, А.В.Куприн, А.В.Лентулов, И.И.Машков, В.В.Рождественский, Р.Р.Фальк, тяготевшие к традиционным приемам станковой живописи (1916-1917).
БЫТОВОЙ ЖАНР - (франц. genre, нем. Sittenbild), жанровое искусство - один из жанров изобразительного искусства, основными темами которого являются сцены из повседневной, частной и общественной жизни человека, из крестьянского и городского быта. Истоки жанра уходят в глубокое прошлое (наскальные писаницы, росписи и рельефы Древнего Востока, античная вазопись, средневековая житийная икона и миниатюра, декор буддийских храмов и росписи храмов Древней Америки).
Его основные черты сложились в XIV-XVвв., а начиная с XVIв. он стал самостоятельным видом искусства благодаря творческой деятельности многих европейских художников (П.Брейгеля в Нидерландах, Микеланджело да Караваджо в Италии). Прекрасные образцы этого жанра в XVII в. продемонстрировали фламандцы П.Рубенс, Я.Иордане, А.Брауэр, Д.Терние, малые голландцы братья А. и И.Остаде, Г.Терборх, Я.Стеен, Я Вермеер Делфтский, француз Л.Ленен. Дальнейшее развитие жанра было связано с изысканными и слегка ироничными галантными сценами и картинами домашней жизни, представленными французскими живописцами XVIIIв. А.Ватто, Ф.Буше, Ж.Б.Шарденом, О.Фрагонаром, с уютными интерьерами на полотнах представителей немецкого, австрийского, русского бидермайера и романтизма XIXв.
В середине XIXв. в бытовом искусстве прочно утвердились демократические идеалы и социально-критическая направленность в изображении общественных отношений и бытовых ситуаций, связанные с именами О.Домье, Г.Курбе, Ж.Ф.Милле во Франции, А.Менцеля в Германии, А.Г.Венецианова, П.А.Федотова, В.Г.Перова, И.Е.Репина и художников-передвижников в России.
На рубеже XIX-XX вв. бытовой жанр приобретает новые черты: острая характерность и повышенный интерес к передаче оттенков ситуации и психологического состояния (Э.Мане, Э.Дега, О.Ренуар во Франции), стремление проникнуть в вечные тайны бытия (П.Гоген во Франции, В.Э.Борисов-Мусатов, К.С.Петров-Водкин в России).
ВАЛЁР (от франц. valeur - цена, ценность) - термин в живописи и графике, обозначающий оттенок тона и определяющий соотношение света и тени при взаимодействии оттенков друг с другом. Разработана система валёров, которая представляет собой градацию света и тени какого-либо одного цвета в определенной последовательности. Подобная система помогает художнику более детально представить предмет в световоздушной среде, показать тонкость цветовых переходов и глубину колорита. Умением использовать валёры отмечены полотна таких величайших колористов, как Д.Веласкес, Я.Вермеер, Ж.Б.Шарден, К.Коро, В.И.Суриков, среди импрессионистов системой валёров широко пользовались Дж. де Ниттис и Ф.Зандоменеги.
ВЕРИЗМ (итал. verismo, от vero - правдивый, истинный) - реалистическое направление в итальянской живописи конца XIX в., характерной чертой которого был интерес к жизни рабочих и крестьян, острая социально-критическая направленность и вместе с тем пессимистическое, порой пассивно-натуралистическое восприятие действительности. Крупнейшими представителями веризма были Ф П.Микетти, Дж.Пеллицца да Вольпедо.
ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА - основанная на зрительном восприятии система передачи удаленных предметов, включающая в себя смягчение очертаний, ослабленное изображение деталей, уменьшение яркости цвета и другие приемы. Попытки передать воздушную перспективу наблюдаются уже в средневековых китайских пейзажах, но свое теоретическое обоснование метод получил в XVIв. в работах Л. да Винчи. Широко использовался этот прием в голландском пейзаже XVIIв. и особенно в XIXв. в работах импрессионистов.
ВРЕМЯ (англ. time, франц. temps, нем. Zeit) - наряду с пространством основная форма существования материи, связанная с чередованием различных этапов в жизни природы и человека.
Объективное восприятие времени всегда обусловлено причинно-следственными связями, взаимовлиянием прошлого, настоящего и будущего, субъективным переживанием времени и его интерпретацией в различных типах сознания. С момента своего зарождения пластические искусства, являющиеся по своей сути пространственными и создающими неизменяемые во времени произведения, тем не менее включают в свой образный строй какую-либо концепцию времени, которая выражается в передаче движения, в развитии и последовательности событий.
Первобытное искусство трактовало время как мгновение, выхваченное из быстрого движения (сцены охоты), как неограниченный по продолжительности процесс (эпические рассказы в петроглифах и писаницах неолита и бронзового века) и как неизменную вечную данность.
Античное искусство воспевало гармонию и совершенство слитых в едином порыве равномерных движений («Дискобол» Мирона, середина Vв. до н.э.). Средние века характеризовались сочетанием незыблемости вечного идеала с неторопливым обстоятельным рассказом (фресковые циклы, житийные иконы).
Начиная с Возрождения в искусстве царит движение: ренессансный героический жест или готовность к поступку («Давид», Микеланджело, 1501-1504), барочный переход одного состояния в другое («Аполлон и Дафна» Л.Бернини, 1622-1625), чудесное мгновение ожидания и едва уловимый оттенок чувства в искусстве рококо («Паломничество на Киферу» А.Ватто, 1717).
XIXв. привносит новые аспекты в восприятие времени: эмоциональный в творчестве романтиков («Битва при Пуатье» Э.Делакруа, 1830), исторический («Явление Христа народу» А.А.Иванова, 1837-1857). Импрессионизм приносит свое обостренное восприятие времени.
Вырванное из стремительного потока мгновение городской жизни или жизни природы заставляет по-другому взглянуть на мир, изменить систему оценок окружающего мира и прожитого времени («После обеда» О. Ренуара, 1879).
На полотнах постимпрессионистов и символистов время, наоборот, замирает и напоминает о непреходящей значимости бытия (Автопортрет с «Желтым Христом» П.Гогена, 1889, Бывшее собрание Мориса Дени).
В XXв. усиливается противоречие между стремлением успеть за лихорадочным темпом жизни и желанием сохранить незыблемыми устои духовной жизни. Невозможность разрешить его приводит к кризису потрясенного сознания («Три музыканта» П.Пикассо, 1921).
следующая страница...
|