На первую страницу
   
На главную

Биография    
Живопись
Фото архив    

Жизнь Куинджи
Смерть Куинджи

"Лунная ночь"

Воспоминания
К 150-летию    
Статьи    

Импрессионизм

Куинджи в
Петербурге


Арт-словарь
Хронология    
История
Музеи        

English    

Гостевая
Ссылки

Архип Куинджи
Архип Куинджи
1870 год


      
       

Арт-словарь. Словарь художественных терминов. Стили, техника, объединения, живопись  

  
   

 Арт-словарь:

 Страница 1
 Страница 2
 Страница 3
 Страница 4
 Страница 5
 Страница 6
 Страница 7
 Страница 8
 Страница 9
 Страница 10
 Страница 11
 Страница 12
 Страница 13
 Страница 14 










   

ФУТУРИЗМ (от лат. futurum - будущее) - литературно-художественное направление в Италии и России начала XX в. Его появление было ознаменовано опубликованием в 1909 г. «Манифеста футуризма» итальянского поэта Ф.Т.Маринетти. В следующем году Ф.Т.Маринетти оказался во главе группы художников, полностью разделявших его взгляды: У. Боччони, К. Карра, Л.Руссоло, Дж.Северини, Дж.Балла. В своих многочисленных программных документах футуристы полностью отвергали завоевания традиционной культуры и все свои помыслы обращали в будущее, связывая их с развитием индустриальной эпохи все ускоряющихся темпов жизни.
Творчество футуристов во многом обусловлено влиянием кубизма, но они отвергали его основополагающий принцип анализа формы и стремились к непосредственному эмоциональному отображению окружающего их мира высоких скоростей.
Футуристы разработали особый тип картины, так называемые «энергетические» композиции, представляющие собой раздробленные на фрагменты геометрические фигуры и пересекающие их острые углы. Один из основных принципов их построения - симультанность, одновременное представление различных моментов движения.
Футуристы выдвинули идею открытого произведения искусства, которое включает в себя реальное пространство и охватывает зрителя со всех сторон (пластико-динамические комплексы Дж.Балла).
После первой мировой войны движение футуристов идет на спад, но в 1920-х гг. его принципы возрождаются в движении «второго футуризма» (Э.Прамполини, Ф.Деперо). В России футуризм был представлен кубофутуристическими работами Д-.Д.Бурлюка и О.В.Розанова.

ХОЛОДНЫЙ ЦВЕТ - цвет, находящийся в холодной части спектра (синие, голубые, фиолетовые и зеленые тона).

ХРОМАТИЗМ (греч. chromatis-mos - окраска) - наличие в окраске предмета цветового тона, определяющего оттенок цвета, его основные свойства. ЦВЕТ (англ. colour, франц. сои-leur, нем. Faroe) - свойство света вызывать определенные зрительные ощущения в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. В узком смысле слова цвет - это цветовой тон (синий, зеленый, красный и т.д.), который наряду со светосилой, насыщенностью и яркостью определяет отличительные особенности и основные свойства данного цветового оттенка.
В широком смысле под цветом понимается вся совокупность градаций, взаимодействия, смешения, изменчивости тонов и оттенков. Цвет обладает огромной силой эмоционального воздействия, способного вызвать у зрителя сложную гамму чувств и настроений при восприятии им художественного произведения. На протяжении всей своей истории человечество выработало целую систему ассоциаций, связанных с тем или иным цветом, имеющих особое символическое значение.
Использование цвета в живописи опирается на цветовое богатство в природе, но в силу несовершенства используемых художником средств имеет ряд ограничений. Чтобы их преодолеть, в искусстве разработаны основные принципы создания колорита, которые помогают отобрать нужные тона и оттенки для образования соответствующей красочной гаммы.
В истории живописи известно несколько систем применения и трактовки цвета. Одна из них основана на локальном цвете, воспроизводящем цвет предмета в натуре или его символическое значение. При этом сопоставление различных цветов образует удивительные по выразительности декоративные сочетания.
В основе другой системы лежит создание колористической аналогии реального мира при помощи наложения красочных слоев друг на друга, их просвечивания, использования системы тональностей, контрастов, нюансов, цветных теней и бликов, рефлексов, валёров, позволяющих придать форме объем и определить ее место в пространстве, удаление от зрителя, воздействие на изображаемый предмет света и различных атмосферных условий.
В XIX-XXвв. происходит постепенный отказ от локального и неизменяющегося цвета в пользу динамичного, раздробленного на основные цвета спектра.
В дальнейшем наблюдается переход к условному цвету, к его метафизическому значению, к цветовой экспрессии, служащей художнику средством самовыражения, а также цветовому конструированию мира и его форм с помощью контрастных холодных и теплых тонов и других средств, возникающих в процессе развития живописи.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ (франц. ех-pressionisme, от expression - выразительность, выражение) - литературно-художественное направление, возникшее в начале XXв. и особенно ярко проявившееся в Германии и Австрии. Его появление было очень тесно связано с деятельностью дрезденовского объединения художников «Мост», основанного в 1905г. Самыми первыми его участниками были Э.Л.Кирхнер, Э.Хеккель, К.Шмидт-Роттлуф, Ф.Блайль, затем к ним присоединились Э.Нольде и М.Пехштайн. В поисках новых выразительных средств они обращались к африканской пластике, искусству немецкой готики и народному творчеству. Участники «Моста» работали в жанре гравюры на дереве, что оказало сильное влияние на стилистику их живописных работ.
Дальнейшее развитие экспрессионизма происходило в среде художников, объединившихся в рамках группы «Синий всадник», возникшей в 1911 г., лидерами которой были В.В.Кандинский и Ф.Марк. В нее входили А.Макке, П.Клее, А.Явленский, Г.Кампендок, А.Кубин. Своим творчеством, основанным на мистицизме, они пытались выразить внутренние закономерности, по которым развивается природа, прибегая к отвлеченным красочным сочетаниям и формообразующим структурам.

ЭКСПРЕССИЯ (лат. expressio - выражение), экспрессивность - термин, применяемый к натуре и художественному произведению и означающий выразительность, силу проявления чувств и различных эмоциональных состояний. Как правило, служит для характеристики силы воздействия произведения искусства в целом или его отдельных деталей.

ЭТЮД (франц. etude, англ. study, нем. Studie) - художественное произведение вспомогательного характера, выполненное с натуры и служащее для ее изучения. В этюдах художник разрабатывает некоторые детали и образы будущей композиции. Иногда, отталкиваясь от натуры, он создает отличную от нее работу в расчете на задуманную картину. Этюды могут иметь вполне самостоятельное значение и играть важную роль в творчестве живописца (пейзажные и фигурные этюды А.А.Иванова).

ЯРКОСТЬ цвета - свойство цвета, определяемое его цветовым тоном, насыщенностью и светлотой, вызывающее ощущение сильно освещенной поверхности.

первая страница...


Галереи Куинджи: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - English Version (Англ.версия)


    www.kuinje.ru, 2007-14. Все права защищены. Для контактов - arhip(a)kuinje.ru    
    Сайт рекомендован к просмотру Домом-музеем А.И.Куинджи в Санкт-Петербурге    

  Rambler's Top100