Виталий Манин рассуждает о творчестве Архипа Ивановича Куинджи
|
|
Александр Бенуа
Леонид Волынский, часть 1
Леонид Волынский, часть 2
Григорий Островский
Виталий Манин
Виталий Манин, часть 2
Виталий Манин, часть 3
Виталий Манин, часть 4
Виталий Манин, часть 5
Виталий Манин, часть 6
Виталий Манин, часть 7
Виталий Манин, часть 8
Виталий Манин, часть 9
Виталий Манин, часть 10
Виталий Манин, часть 11
Виталий Манин, часть 12
Виталий Манин, часть 13
Виталий Манин, часть 14
Виталий Манин, часть 15
Соломон Воложин
Николай Рерих
Владимир Петров
Дмитрий Шорскин
|
|
|
Шишкин относится к природе как к исследованию, тщательному освоению ее богатств, досконально при этом воссозданных. Оба художника используют контражур. У Шишкина он сохраняет натуральность освещения. Куинджи воспользовался им, чтобы уподобить группу дубов плотной монументальной массе. Шишкинское обобщение направлено к воплощению характерного, к отбору в природе типического, а не уникального и единичного. Обобщение Куинджи преобразует формы. Оно лишено детальной описательности предметов.
По сути дела обобщение служит уподоблению, которое, в свою очередь, вводит в образный обиход художественную метафору, преобразовывающую реальное значение предметов.
В «Дубах» вроде бы все изображено верно, но в то же время допущена гипербола, придавшая образу условный смысл. Шишкин принципиально не допускал преувеличения, воспроизводя природу в реальном ее качестве.
В долгий период творческого «молчания» Куинджи продолжал сохранять связи с общественной жизнью. Несмотря на выход из Товарищества передвижных художественных выставок, он по-прежнему дружил с некоторыми передвижниками, присутствовал на их общих собраниях.
Куинджи принял деятельное участие в подготовке реформы Академии художеств 1893 года. Согласно новому уставу, ему было присвоено звание академика. В 1895 году он стал руководителем пейзажной мастерской, но, поддержав выступление учащихся против ректора Академии А.С.Томишко, вынужден был отказаться от преподавания.
Начало XX века ознаменовалось для Куинджи рядом благотворительных деяний. Он поддерживал студенческую кассу вспомоществования для нуждающихся учащихся.
В 1901 году Куинджи выделил капитал в сто тысяч рублей в премиальный фонд весенних академических выставок. Художник не понуждал своих учеников к участию на этих выставках, но при его жизни они сами считали долгом на них экспонироваться. В своих общественных воззрениях Куинджи был идеалистом, мечтал преобразовать жизнь на началах братства и взаимопомощи. Все его начинания направлялись к реализации именно этой идеи. Результатом усилий явилась организация общества художников его имени, которому Куинджи пожертвовал полумиллионный капитал на поддержку талантов, помощь нуждающимся.
Это «художественное братство» с самого образования в 1909 году показало, что не может быть тем идеальным содружеством художников, на которое уповал его основатель. Тем не менее Общество имени А.И.Куинджи просуществовало до 1931 года.
Все названные начинания великого мастера показывают, что он был незаурядным общественным деятелем, стремящимся преобразовать художественную жизнь.
Умер Куинджи 11 июля 1910 года в Петербурге от тяжелой сердечной болезни, в присутствии своих учеников Н.К.Рериха, Н.П.Химоны, В.Д.Зарубина, А.А.Рылова, К.Ф.Богаевского, которых он вызвал с мест их жительства и летней художественной практики.
Память о Куинджи долго жила не только в названии общества его имени, но в сознании учеников и почитателей его творчества, для которых он оставался великим примером преданности искусству.
Чем же примечательно творчество Куинджи и в чем его особое место в искусстве рубежа XIX-XX веков?
Из изложенного понятно, что Куинджи зачинатель новой фазы романтического искусства конца XIX века и открывшего романтизм века XX. Если в XIX веке романтизм Куинджи возвышался одиноким памятником художнику, то в XX веке возникло несколько романтических потоков, каждый из которых имел свою образную и пластическую структуры, свои истоки и ориентиры. Куинджиевский романтизм задал движение многим его ученикам, но рядом с ним расцветало романтическое искусство московской школы художников (М.Врубель, В.Борисов-Мусатов),
художников «Мира искусства», «фольклорного романтизма» (В.Васнецов, И.Билибин), романтизма духовно-нравственного оттенка (М.Нестеров), с некоторым привкусом религиозности. Между ними бывает трудно провести демаркационную линию, различия их заключались в поэтике и стилистике, но основу их составляло нечто общее - система образных представлений, тип образности.
Подобную же мысль о бытии романтического искусства в конце XIX века высказывали впоследствии Д.В.Сарабьянов, Н.Н.Новоуспенский. Область нашего рассмотрения романтического искусства начинается именно с этого времени и продолжится в XX веке. Попытаемся определить своеобразие этого периода жизни романтического искусства, именуемого нередко неоромантизмом.
Движение искусства происходит естественно, неизбежно преобразовываясь согласно логике своего развития. И все-таки без типологических разграничений не обойдешься. Типологию художественного сознания огрубленно можно свести к трем группам: реалистическое, мифологическое, иррациональное. Романтизм как художественное направление, можно считать, отталкивается от мифологического мышления, понятого как тип восприятия мира, в котором доминирует не голос, а иллюзия, эмоция, чувство.
Побудительные мотивы романтического искусства в разных эпохах различны. Если для романтизма рубежа XVIII-XIX веков философской, эмоциональной, этической и эстетической почвой стала «реакция на французскую революцию и связанное с ней Просвещение», то неповторимость и нецикличность исторического развития порождали совсем иные, непохожие на предыдущие социально-психологические основания возникновения романтического искусства.
Каждая эпоха порождает свою систему элементов образной структуры, вырисовывающую другой смысл образа и его стилевого облика. Так произошло с романтизмом XX века, отличном от эпохи романтизма.
В романтическом искусстве больше, чем в любом другом, сказывается принцип компенсации недостающего. Это недостающее особого свойства. Главным образом оно удовлетворяет чувству нетривиального, возвышенного. В процессе компенсации в художественном образе концентрируется духовная, психическая жизнь человека, выраженная в мере и объеме, превышающем «привычную» норму эмоционального восприятия мира. Отсюда вытекает, что романтический образ строится на некоей гиперболе, сверхмерном высветлении чувств или сгущении грозовых эмоций.
Наиболее органичные романтические произведения, где необычный, яркий мотив как бы подталкивает художника к возвышенному и торжественному образу, составил один пласт романтического искусства Куинджи, протянувшийся от своих истоков в 70-х годах XIX века до 1900-х годов.
От второй волны куинджиевского романтизма (1890-1910), где гроза и несбыточная мечта превалировали над реальностью, оттолкнулись его ученики и прежде всего Н.Рерих и К.Богаевский. Для учеников Куинджи искусство учителя стало связью времен, живым наследием романтизма, возникшего задолго до его открытого выступления на сцене нового времени.
окончание...
|