Григорий Островский. Статья об Архипе Куинджи
|
|
Александр Бенуа
Леонид Волынский, часть 1
Леонид Волынский, часть 2
Григорий Островский
Виталий Манин
Виталий Манин, часть 2
Виталий Манин, часть 3
Виталий Манин, часть 4
Виталий Манин, часть 5
Виталий Манин, часть 6
Виталий Манин, часть 7
Виталий Манин, часть 8
Виталий Манин, часть 9
Виталий Манин, часть 10
Виталий Манин, часть 11
Виталий Манин, часть 12
Виталий Манин, часть 13
Виталий Манин, часть 14
Виталий Манин, часть 15
Соломон Воложин
Николай Рерих
Владимир Петров
Дмитрий Шорскин
|
|
|
"Тему родного края каждый по-своему разрабатывали А. Саврасов и Ф. Васильев, А. Куинджи, И. Шишкин и И. Левитан, несколько поколений талантливых художников-пейзажистов - М. Клодт, А. Киселев, И. Остроумов, С. Светославский, Р. Судковский, Н. Дубовской, Л. Лагорио и другие.
Пейзажистом иного плана был А. Куинджи, художник яркий и талантливый, в чем-то еще неразгаданный и, во всяком случае, занимающий особое место. Его картины «Украинская ночь» (1876), «После дождя» (1879), «Березовая роща» (1879), «Лунная ночь на Днепре» (1880) и другие стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников.
Впечатление, произведенное на зрителей «Лунной ночью», было ошеломляющим. Мало кто верил, что обыкновенными красками можно достичь таких волшебных эффектов освещения; толковали, будто в выставочном зале спрятан фонарь или лампа, которая и придает картине фосфорическое мерцание «лунной краски».
Трудно быть арбитром в давнем споре. С одной стороны, в стремлении удивить зрителя необыкновенным эффектом есть нечто чуждое самому духу и характеру русского реализма, с другой - нельзя отказать Куинджи в смелости новатора, в своеобразной выразительности его колористических находок и декоративных решений.
Пейзажист эпического склада, Куинджи умел передавать и величавое спокойствие русского Севера («На острове Валааме», 1873; «Север», 1879), и прохладу украинских степей («Днепр утром», 1881), и приподнятую торжественность березового леса.
Традиции Куинджи, и, прежде всего декоративная трактовка пейзажного мотива, были продолжены в творчестве его учеников и последователей - талантливых живописцев конца XIX - начала XX века А. Рылова, К. Богаевского, А. Борисова, Н. Рериха и других".
После дождя, 1879
|
На острове Валааме, 1873
|
Лунная ночь на Днепре, 1880 |
Крым. 1900-1905
|
Роща. 1898-1908
|
Пятна лунного света в лесу. Зима. |
|