На первую страницу
   
На главную

Биография    
Живопись
Фото архив    

Жизнь Куинджи
Смерть Куинджи

"Лунная ночь"

Воспоминания
К 150-летию    
Статьи

Импрессионизм

Куинджи в
Петербурге


Арт-словарь
Хронология    
История
Музеи        

English    

Гостевая
Ссылки

Архип Куинджи
Архип Куинджи
1870 год


      
       

Виталий Манин рассуждает о творчестве Архипа Ивановича Куинджи             

  
   

 Александр Бенуа
 Леонид Волынский, часть 1
 Леонид Волынский, часть 2
 Григорий Островский
 Виталий Манин
 Виталий Манин, часть 2
 Виталий Манин, часть 3
 Виталий Манин, часть 4
 Виталий Манин, часть 5
 Виталий Манин, часть 6
 Виталий Манин, часть 7
 Виталий Манин, часть 8
 Виталий Манин, часть 9
 Виталий Манин, часть 10
 Виталий Манин, часть 11
 Виталий Манин, часть 12
 Виталий Манин, часть 13
 Виталий Манин, часть 14
 Виталий Манин, часть 15
 Соломон Воложин
 Николай Рерих
 Владимир Петров
 Дмитрий Шорскин


   

В 1870-1873 годы Куинджи часто посещает остров Валаам - любимое место петербургских пейзажистов. Природа острова имеет много общего со скандинавским ландшафтом. В 1873 году картина «На острове Валааме» была окончена и экспонирована на академической выставке. И.Е.Репин информировал П.М.Третьякова о новой работе Куинджи: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской - он от нее в восторге». «На острове Валааме» - первое произведение Куинджи, приобретенное П.М.Третьяковым. «Вид на острове Валааме», подписанный художником и датированный им 1873 годом, вероятней всего, исполнен в 1872 году, после второй летней поездки на Валаам. Об этом Куинджи сообщает при заполнении выставочной анкеты Академии художеств.
В суровом образе северной природы ощутимы драматические настроения, свойственные для взволнованного сознания современного человека. Это настроение Куинджи воплощает в тональных переливах и контрастах освещенности каменистого пейзажа. Свет несколько театрален, будто искусствен, что так часто можно встретить в произведениях академистов. Реалистическое обобщение, внимание к натуре тесно сплелись с условностью, выраженной тревожной светотенью. «На острове Валааме» - последнее произведение Куинджи, где непосредственное восприятие природы, отмеченное острой психологической напряженностью, не заслоняется еще пронзительным чувством социальной неустроенности.
Картина «На острове Валааме» показала, что мастерство Куинджи сравнялось с живописным уменьем ведущих пейзажистов его времени. Куинджи стал известным художником. Казалось, что в драматичной трактовке пейзажа он воспринял черты барбизонской школы, произведения которой он мог видеть в Кушелевской галерее. Однако гораздо больше параллелей у Куинджи с искусством скандинавских художников, особенно с финской художницей Ф.Хурберг, чья работа аналогичного психологического плана «Корчевка. Пейзаж Ниланда» появилась в 1872 году. Драматичной интерпретацией мира, при которой использовалась светотеневая живопись, Куинджи близок к дюссельдорфской школе (А.Ахенбах, В.Ширмер и др.). Общественное состояние северных европейских стран, видимо, было идентично России, поэтому искусство так похоже откликалось на беспокойные общественные настроения. Однако в творчестве русского художника не было той повышенной декламационности живописной речи, которая имелась у немецких или норвежских художников. Обаяние дюссельдорфской школы испытали многие русские художники (И.И.Шишкин, А.К.Саврасов, Л.Л.Каменев, А.А.Попов и др.)- Куинджи воспринял ее влияние опосредованно, через произведения молодых русских пейзажистов. Сам он впервые выехал за границу в 1873 году. В Германии он посетил Берлин, Дюссельдорф, Кельн, Мюнхен. Несомненно, что основная цель заграничной поездки - изучение старых мастеров, особенно роскошно представленных в мюнхенской Пинакотеке. Современное Куинджи немецкое искусство находилось под сильным влиянием Мюнхенской академии. Переписка друзей Куинджи не сохранила следов удовлетворения этим искусством. В то же время в письмах И.Е.Репина имеются отзывы о французских художниках. С Репиным Куинджи встретился в Париже. Как ни кажется странным, но французское искусство не произвело на Куинджи впечатления. Оно показалось ему поверхностным, мишурным, салонным. В письме Репину он отметил близость русских академистов (Зеленский, Семирадский, Харламов) к французским живописцам. Помимо Германии и Франции, Куинджи побывал в Лондоне. Затем через Швейцарию и Вену вернулся в Россию. Поездка укрепила его в мысли о том, что для русского художника ценны родные мотивы. По возвращении в Россию он безотлагательно заканчивает начатую летом 1873 года «Забытую деревню». Сюжет возник, очевидно, на юге, где Куинджи побывал летом 1873 года. Узнав от И.Н.Крамского о задуманной картине, И.Е.Репин пришел в восторг: «Какую штуку откопал [. . .] идея бесподобна». Этическая направленность мысли

Куинджи находила благоприятный отклик у передвижников. Картина на сей раз экспонировалась не на академической выставке, как до этого делал Куинджи, а на III выставке Товарищества передвижников. Сближение с передвижниками происходило вполне осознанно. Идея «Забытой деревни» попадала на благоприятную почву социально обостренного, общественно направленного искусства Товарищества.
Убогость российской деревни выражена в картине ржавыми красками. Природа воспринята только в связи с мрачным, разоренным бытием человека. Унылое серое небо, протяженные линии горизонта и печальный вид опустелой деревни - все тягучие ритмы и аскетичный цвет картины направлены к социальной интерпретации темы заброшенной человеческой жизни. Российская действительность как бы предстает в социальном обнажении. Мрачная, беспросветная реальность. Эту тему Куинджи продолжил в «Чумацком тракте». В этой картине мастерство художника возрастает. Картина утрачивает однозначность пластического решения и этической содержательности «Забытой деревни». Ее цветовая гамма более разнообразна, колористическая задача усложнена. Переходы цвета от холодного к теплому ослабляют ощущение безысходности, сообщают картине оттенок сочувствия, соучастия, сострадания к жизни народа.
В обеих картинах Куинджи изображает среду человеческого обитания. Он сумел затронуть больные стороны совести современников, с волнением откликающихся на социальную несправедливость. Художественная критика верно оценила настроение картин Куинджи. О «Забытой деревне» писали: «Уныло так, что хватает за сердце». В.М.Гаршин написал о «Чумацком тракте»: «Грязь невылазная, дождь, дорога, мокрые волы и не менее мокрые хохлы, мокрый лес, усердно воющий у дороги о дурной погоде. Все это как-то щемит за сердце». Критика поняла, что никто до Куинджи не поднимался в жанре пейзажа до таких вершин социальной критики. В двух куинджиевских картинах в полной мере проявилось передвижническое мировосприятие. Критическое отношение к действительности выявилось в это же время в полотнах И.Е.Репина «Бурлаки», Г.Г.Мясоедова «Земство обедает», К.А.Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» и других. Пейзажные произведения Куинджи со всей очевидностью влились в обличительную тематику передвижников.

продолжение...


Галереи Куинджи: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - English Version (Англ.версия)

  Рекомендуемые ссылки:

  »


    www.kuinje.ru, 2007-14. Все права защищены. Для контактов - arhip(a)kuinje.ru    
    Сайт рекомендован к просмотру Домом-музеем А.И.Куинджи в Санкт-Петербурге    

  Rambler's Top100