Виталий Манин рассуждает о творчестве Архипа Ивановича Куинджи
|
|
Александр Бенуа
Леонид Волынский, часть 1
Леонид Волынский, часть 2
Григорий Островский
Виталий Манин
Виталий Манин, часть 2
Виталий Манин, часть 3
Виталий Манин, часть 4
Виталий Манин, часть 5
Виталий Манин, часть 6
Виталий Манин, часть 7
Виталий Манин, часть 8
Виталий Манин, часть 9
Виталий Манин, часть 10
Виталий Манин, часть 11
Виталий Манин, часть 12
Виталий Манин, часть 13
Виталий Манин, часть 14
Виталий Манин, часть 15
Соломон Воложин
Николай Рерих
Владимир Петров
Дмитрий Шорскин
|
|
|
В семье Куинджи бытовала правдоподобная версия, что Архип Иванович поступил на работу ретушером в фотографическое ателье своего старшего брата.
Далее сведения о биографии Куинджи еще более отрывочны. Известно, что он переселяется в Одессу, где художественная жизнь была интенсивней, чем в Мариуполе. Здесь он работает несколько лет ретушером, благо профессия приобретена.
В Петербург Куинджи прибыл, вероятно, после 1866 года с надеждой поступить в Академию художеств. Прежде чем сдать экзамены на звание художника, Куинджи работает ретушером в фотоателье. Н.К.Рерих вспоминал впоследствии слова учителя: «Когда я служил ретушером в фотографии, работа продолжалась от десяти до шести, но зато все утро от четырех до десяти было в моем распоряжении»6. Ретушерами в то время работали некоторые ученики Академии художеств - И.Н.Крамской, В.М.Васнецов. С ними, а также с И.Е.Репиным, М.М.Антокольским, В.Е.Маковским Куинджи познакомился в конце 1860-х годов, когда он стал вольноприходящим учеником Академии художеств.
Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы. Искусство Куинджи развивалось волнами, которые накатывались сначала стремительно, а затем замедляли свой бег. Первое увлечение пейзажем проходило под влиянием Айвазовского. Эта короткая волна породила такие ныне несохранившиеся произведения Куинджи, как «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма» (1868), «Рыбачья хижина на берегу Азовского моря», «Буря на Черном море при закате солнца» (обе 1869 г.), «Вид реки Кальчик в Екатеринославской губернии» (1870), а также принадлежащую Смоленскому музею изобразительных искусств картину «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении» (1869). Первая из упомянутых работ хранилась до Великой Отечественной войны в Новгородском художественном музее, но после войны следы ее потерялись.
О ней можно судить по воспроизведениям в книге М.П.Неведомского «А.И.Куинджи».
Названные произведения следовали академическим канонам, отличались тщательным, но сухим письмом.
К 1870-м годам уже появились поэтичные пейзажи А.К.Саврасова и Л.Л.Каменева. Они указывали новый путь. Но сохраняли темновидное, академическое письмо, не наполняли воздухом пространство. Влияние на Куинджи запоздалого романтизма, оно, кстати, сказывалось в работах многих живописцев, не удивительно. Это показательно тем, что спустя менее чем десять лет Куинджи совершает возврат к романтическим началам, но не копируя, а пройдя реалистическую школу пейзажа. Реалистическим работам Куинджи было положено начало «Осенней распутицей» (1870). Кажется, трудно найти в это время произведение, которое бы так уныло, так беспросветно отразило мрак российского бытия.
Пейзаж имеет жанровый оттенок, вносящий некоторые сентиментальные ноты, более характерные для немецкого пейзажа, чем русского. К сожалению, неясно место, где его написал Куинджи. Можно только предположить, что изображено раскисшее от непогоды степное пространство. Но как бы то ни было, художник превосходно изобразил мглистое дождливое небо в легких тоновых переливах серого цвета, погрузил в воздушную среду необъятные горизонты, в туманном месиве которых легко наметил тающие очертания хат и цепочку тянущегося обоза. В 1890-х годах художник повторил в зеркальном отражении «Осеннюю распутицу». Картина, названная «Осень. Туман», осталась незавершенной.
Эта незаконченность сильнее, чем в «Осенней распутице», проявляет буро-песочный цвет степи, да и очертания равнины становятся более определенны, что подтверждает мысль о теме степного безлюдия. В картине наметилась очевидная тенденция к социальной оценке мира. Два пейзажа - «Ладожское озеро» (1870) и «На острове Валааме» (1873) - стоят на перепутье реалистического освоения природы и остаточного влияния романтико-академической стилистики. В «Ладожском озере» отчетливая дань романтическому восприятию сказалась в искусственно высветленном, словно невидимым грозовым светом, переднем плане. Художник остался доволен картиной. Будучи проданной с выставки частному лицу, она могла бы затеряться.
Но Куинджи спустя год выкупил ее у владельца. Полотно находилось в мастерской художника до его кончины. Картина действительно могла нравиться. Куинджи преодолел в ней перенапряженность в передаче состояния погоды, свойственную произведениям поздних романтиков. Пейзаж исполнен изящно: тонкие световые оттенки, живописная цельность тонового письма снимают световые контрасты, сообщающие, как правило, драматическое ощущение.
О датировке названных картин существуют разные мнения. После смерти Куинджи комиссия по его наследию отнесла картины «Осенняя распутица» и «Ладожское озеро» к 1872 году. Очевидно, воспользовавшись этими документами, М.П.Неведомский зафиксировал этот год в своей книге о Куинджи.
При составлении списка произведений Куинджи члены комиссии по наследию неточно назвали картину «Осень» «Осенней распутицей», а «Озеро» «Ладожским озером». В документах, относящихся ко времени создания указанных произведений, значатся их первоначальные наименования - «Осень» и «Озеро». «Озеро» упоминается в письме группы художников в газету «Новое время». К тому же имеются свидетельства более раннего завершения этих произведений, что весьма существенно, так как показывают на раннее преодоление Куинджи догматики академического романтизма. В 1869 году художник экспонирует в полной мере академическую картину «Вид Исаакия при лунном освещении», исполненную с контрастами светотени и почти барельефным изображением зданий.
А спустя год в картинах «Осенняя распутица» и особенно «Ладожское озеро» художник почти преодолевает устаревающие каноны романтического искусства. «Осенняя распутица» - произведение, резко меняющее отношение художника к действительности. В нем звучат социальные интонации, свойственные мировоззрению академических «протестантов», вышедших из Академии художеств из-за нежелания писать картины на библейские сюжеты и стремящихся сблизить искусство с жизнью. Куинджи в конце 1850-х годов вращался в кругу «артельщиков» и, надо полагать, оказался под влиянием их миропонимания. Но есть и документальное подтверждение окончания «Осенней распутицы» в начале 1870 года. Осенью того же года Куинджи подал в совет Академии художеств прошение, в котором ходатайствовал о присвоении ему звания классного художника первой степени.
В числе названных им картин, экспонированных в марте 1870 года, - «Осень». Она не означена в Указателе Выставки художественных произведений в императорской Академии художеств в 1870 году.
О времени создания «Ладожского озера» сохранились упоминания Общества поощрения художников. Куинджи продавал две работы «Озеро» и «Валаам» с выставки картин Общества. В записях о проданных произведениях значится, что они приобретены зимой, во всяком случае, не позже марта 1871 года неким С.Д.Башмаковым. Следовательно, закончены они были во время или сразу после первой поездки художника на Валаам в 1870 году. «Валаам» бесследно исчез из поля зрения историков искусства. Возможно, эту картину можно идентифицировать с работой Куинджи «На Валааме», находящейся в Тульском областном художественном музее и датируемой сейчас 1872 годом.
продолжение...
|