На первую страницу
   
На главную

Биография    
Живопись
Фото архив    

Жизнь Куинджи
Смерть Куинджи

"Лунная ночь"

Воспоминания
К 150-летию    
Статьи

Импрессионизм

Куинджи в
Петербурге


Арт-словарь
Хронология    
История
Музеи        

English    

Гостевая
Ссылки

Архип Куинджи
Архип Куинджи
1870 год


      
       

Виталий Манин рассуждает о творчестве Архипа Ивановича Куинджи             

  
   

 Александр Бенуа
 Леонид Волынский, часть 1
 Леонид Волынский, часть 2
 Григорий Островский
 Виталий Манин
 Виталий Манин, часть 2
 Виталий Манин, часть 3
 Виталий Манин, часть 4
 Виталий Манин, часть 5
 Виталий Манин, часть 6
 Виталий Манин, часть 7
 Виталий Манин, часть 8
 Виталий Манин, часть 9
 Виталий Манин, часть 10
 Виталий Манин, часть 11
 Виталий Манин, часть 12
 Виталий Манин, часть 13
 Виталий Манин, часть 14
 Виталий Манин, часть 15
 Соломон Воложин
 Николай Рерих
 Владимир Петров
 Дмитрий Шорскин


   

В эмоционально многоплановых, грустно-печальных пейзажах названных художников лирическая тональность казалась более задушевной, не лишенной чувства прекрасного. В творчестве Куинджи сильнее выражалось этическое начало, хотя мотив «социальной укоризны» быстро иссяк. Вторая половина 1870-х годов примечательна другими творческими ориентациями Куинджи.
Самым важным открытием художника, надолго определившим облик его искусства, стал романтический образ, начатый картиной «Украинская ночь» (1876). Вскоре последовали «Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре» и множество этюдов, в которых было заложено многое из той романтической образности, которая станет реализоваться, но уже в более богатой пластической манере рубежа XIX-XX веков. Появление на выставке «Украинской ночи» удивило почитателей искусства Куинджи. Показался неожиданным поворот художника от социальной тематики к томительно простодушному образу. Казалось, не было оснований для такого перелома. В действительности уже имелся некоторый опыт первых позднеромантических работ Куинджи, который в начале 1870-х годов не мог еще оплодотворить пейзаж новаторскими решениями.
«Украинская ночь» сменила идеал Куинджи. Обличение действительности в его творчестве больше уже не возобновлялось. Это означало, что художник начинает расходиться с мировоззрением передвижников, в других жанрах сохраняющих невиданные вершины социальной критики «Крестный ход в Курской губернии» Репина. Куинджи отходит от обличительной тенденции искусства 1860-х годов, ибо у передвижников 1870-х наметился явственный уклон к утверждению положительного идеала. Новый образ рождался и зрел в пейзажных картинах Шишкина, он проявлялся в портретной галерее Репина и Крамского, он утверждался в сюжетных картинах Ярошенко, Репина, Мясоедова. Процесс развития демократического русского искусства был двуедин. Куинджи в этой эволюции останавливается на одной его ипостаси - образе почти идеального мира, не порывающего, однако, с реальностью. В «Украинской ночи» ясно обозначились народные корни куинджиевского миросозерцания. Несколько упрощенная форма придает ей даже наивное выражение. Незамысловатый мотив хутора, замершего в тихом ночном сне, типичен и характерен для Украины.
Русское демократическое искусство 1870-1880-х годов отличалось своеобразным взглядом на мир - как бы с уровня народного сознания. Это было принципиально новое отношение к действительности, лишенное экзотики былого романтизма. В «Украинской ночи» мир воспринимается как благо, доставляющее человеку красоту и богатство впечатлений. Зримый мир полон роскоши, но роскоши не экзотической, а земной, доступной сознанию простого человека. Поэтому и мотив, и наивное миросозерцание, закрепленные в будто прозаическом, характерном сюжете, выдают в авторе картины художника, старающегося проникнуться сознанием национальной красоты. Это стремление просвечивается в начатой в то же время картине «Вечер», завершенной лишь в 1901 году, в «Радуге» (1900-1905) и в «Лунной ночи на Днепре» (1880). Везде жизнь, даруемая человеку, понимается как благо, которое нужно достойно принимать.
Эта тенденция в русском пейзаже только начинала конституироваться. Она прочно вошла в творчество ряда живописцев: А.К.Саврасова («На пашне», «Проселок», 1873), И.И.Шишкина («Полдень. Окрестности Москвы», 1869; «Сосновый бор», 1872), Ф.А.Васильева («Дорога в березовом лесу», 1873), Г.Г.Мясоедова («Страда», 1887), И.Е.Репина («На дерновой скамье», 1876), В.Д.Поленова («Заросший пруд», 1879), М.К.Клодта («На пашне», 1872) и так далее.
«Украинская ночь» привлекла внимание еще к одному аспекту куинджиевского творчества: народности источников. Дело, разумеется, не в том, что художник всколыхнул народную тему, «затвердил» деревенскую сюжетику, она, кстати, и до этой работы проявилась в его творчестве. Куинджи мотивировал свой образ, исходя из народных пристрастий. В образе «Украинской ночи» угадываются фольклорные истоки, главным образом - изобразительный фольклор. Подобные мотивы и нехитрое, наивное использование их характерно для расписных клеенок и настенных ковриков, в обилии продававшихся на крестьянских базарах XIX века. Куинджи вовсе не упрощает свое искусство, обратясь к народному творчеству. Он остается профессионалом, лишь ориентирующимся на народное сознание, и нисколько не стилизует изображение. Куинджи видоизменяет свою живопись, вносит новые пластические принципы, до него как будто не встречаемые: это начало декоративизма. Вспомним, что Куинджи не удовлетворила красочная пестрота Форту ни. Его декоративизм пластически органичней. В основе его лежит натура. Она источник цветовой гармонии. Дело в том, что как живописец Куинджи развивался стремительно. Еще пять лет назад он не мог освободиться от жесткого глянцованного академического письма. Теперь же он преодолел этот барьер и обратился к естественному, натурному видению. Казалось, что, не успев освоить пленэрную живопись, еще только замаячившую в его этюдных поисках, Куинджи делает решительный шаг к условному декоративному пониманию цвета. При этом натурность и декоративность в «Украинской ночи» пока сочленены. Только в произведениях 1890-х годов художник попытался их разделить.
Еще Крамской заметил потемнение куинджиевской живописи. Он призвал художников оставить письменные впечатления от увиденного. Такие свидетельства содержатся в критических суждениях 1870-х годов. Критика отметила «невиданной силы эффект [. . .] В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Художник впервые применил в картине дополнительные цвета и тем самым невозвратно порвал с тональной живописью предшественников. В «Украинской ночи» плавные темные» цветовые заливки неба и пригорка сочетаются с эскизными прописями реки и зарослей травы по ее берегам. Художник смело оставляет цвет грунтовки и так же решительно озвучивает синюю темень ночи феерическим цветом мазанок. Впоследствии М.В.Нестеров вспоминал о произведенном картиной впечатлении: «Совершенно я растерялся, был восхищен до истомы, до какого-то забвения всего живущего знаменитой «Украинской ночью» Куинджи. И что это было за волшебное зрелище и как мало от этой дивной картины осталось сейчас! Краски изменились чудовищно!»
Начатая с «Украинской ночи» романтическая фаза в творчестве Куинджи имела принципиально новое значение. Художник покончил с эпигонским академическим романтизмом ранних своих работ и вступил в полосу обновленного романтического искусства. Самым существенным, что отличало его новые романтические работы от старых, - это побуждение к экзотичности изображения. Вместе с тем Куинджи отвергает тональную живопись романтизма, взамен которой вводит яркую палитру, основанную на системе дополнительных цветов. Пластическое новаторство Куинджи признавали его современники. И.Н.Крамской писал: «У нас в России, в отделе пейзажа [. . .] никто не различал в такой мере, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга».
Пластические новшества Куинджи этим не ограничились. Художник отказывается от моделирования предметов. Он их уплощает, одновременно усиливая иллюзию глубины. Глубинность пространства достигает в его творчестве совершенства, являясь едва ли не главным выразительным средством в создании образа природы. Новые изобразительные средства и модификация старых приводили к невиданной еще искусством оригинальной системе декоративной пластики. Со временем она становилась все более определенной. Цвет интенсифицировался, от нейтрального переходил к форсированному.
Романтическая волна как бы перемежается с остаточными волнами прежнего искусства, примечательного стремительным освоением пленэрного письма и световоздушной перспективы.

продолжение...


Галереи Куинджи: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - English Version (Англ.версия)


    www.kuinje.ru, 2007-14. Все права защищены. Для контактов - arhip(a)kuinje.ru    
    Сайт рекомендован к просмотру Домом-музеем А.И.Куинджи в Санкт-Петербурге    

  Rambler's Top100