На первую страницу
   
На главную

Биография    
Живопись
Фото архив    

Жизнь Куинджи
Смерть Куинджи

"Лунная ночь"

Воспоминания
К 150-летию    
Статьи    

Импрессионизм

Куинджи в
Петербурге


Арт-словарь
Хронология    
История
Музеи        

English    

Гостевая
Ссылки

Архип Куинджи
Архип Куинджи
1870 год


      
       

"Хоть плачь" – Соломон Воложин рассуждает о творчестве Архипа Куинджи                        

  
   

 Александр Бенуа
 Леонид Волынский, часть 1
 Леонид Волынский, часть 2
 Григорий Островский
 Виталий Манин
 Виталий Манин, часть 2
 Виталий Манин, часть 3
 Виталий Манин, часть 4
 Виталий Манин, часть 5
 Виталий Манин, часть 6
 Виталий Манин, часть 7
 Виталий Манин, часть 8
 Виталий Манин, часть 9
 Виталий Манин, часть 10
 Виталий Манин, часть 11
 Виталий Манин, часть 12
 Виталий Манин, часть 13
 Виталий Манин, часть 14
 Виталий Манин, часть 15
 Соломон Воложин
 Николай Рерих
 Владимир Петров
 Дмитрий Шорскин


   

Не удаётся упорядочить вселенную. Вселенную искусства.
Я ведь не хочу её построить под «свои» теории. Я хочу, чтоб «мои» сопряглись с чем-то не мною принятым.
И вот, кажется, я уловил возможность…

«Зачарованность природы неземным цветом - впечатление, возникающее благодаря форсированной яркости натурального лунного света, будто смешавшего свет двух миров: лунного, реального и неестественного, как бы инопланетного. В это время творчество Куинджи испытывает явственное влияние эстетики стиля модерн, одним из зачинателей которого в пейзажной живописи он явился» (Виталий Манин).

Эти слова – о картине «Пятна лунного света в лесу. Зима» (1898-1908).

в лесу
Дело в том, что стиль модерн уложился у меня ранее на вылет вон вниз с нижнего перегиба Синусоиды исторического изменения идеалов (СИИИ). То есть этот вылет есть как бы инерция действия чуть выше по Синусоиде расположенного романтизма. А именно романтизм применяет тот же Манин для более раннего Куинджи.

«…главная магистраль его творчества пролегла в романтическом искусстве».

Что же такое романтизм? Это разочарование в Разуме. Если верно, что существует так называемое анклавное развитие искусства (страны, мол, проходят Возрождение, классицизм, романтизм и т.д. каждая – в своё время, в свой век, и Возрождение в России, мол, было в пушкинскую эпоху), то разочарование в Разуме-разночинстве (в 1873-м был осуждён Нечаев) вполне могло прийтись у Куинджи на 1876-й год, когда «художник, наконец, победил в себе моралиста-передвижника».

И… он стал глубоко одиноким человеком, спасавшимся от удручающей действительности революционеров-демократов во внутренней жизни. Которая, по необходимости, становилась из ряда вон выходящей. Какими и стали, начиная с «Украинской ночи», его картины. Удручал его и наступивший капитализм, в пику которому он, пишут, купил целую улицу домов и дёшево сдавал их художникам; ещё купил участок земли на крымском побережье, для занятий художников же пленэром. Ненавидел, видно, и царизм, раз уволен был из Академии художеств (где с 1892-го преподавал) за поддержку в 1897 студенческих волнений. С 1882-го перестал выставляться. Ну всё ему было плохо, возможно, и религия. Что естественно для солипсиста, каковыми и становятся романтики, пасынки истории (религия б их примирила с действительностью; ан нет! они считают себя царями этого злого-презлого мира, будучи заключены в свою внутреннюю жизнь, они, каждый, как сам Демон).

Как факт: «В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления - Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). По возвращении в Петербург необычайно впечатлённый поездкой живописец создал ряд прекрасных горных пейзажей, в которых его романтизм окончательно слился с философским пейзажем. Главной особенностью картин было представление о Кавказе как о символе некоей идеальной и недостижимой страны» (Википедия).
Т.е. Куинджи во всём стал себя чувствовать уже не столько пасынком истории, сколько наоборот – сверхчеловеком. Вне истории. И, может, пусть не смущает такой вывод религиозных, возражающих, кого он выбрал в персонажи такой вот картины.

Христос в Гефсиманском саду
Христос в Гефсиманском саду. 1901

В этом мире таки царствует Зло, не Добро. Потому уповать можно лишь на иной мир, но не тот, о котором говорит христианство. А – мир над Добром и Злом.
И оттого-то и прошла в творчестве Куинджи «Декоративная волна в «молчаливом периоде»» (Манин). Декор – это ж удаление от жизни. И… тут же, наоборот, – внедрение в жизнь, но не так, как прежде, по-передвижнически – социально. А иначе. Манин это называет: «второй план его творчества».
Полдень. Стадо в степи
Полдень. Стадо в степи. 1890-1895

«Поэтизация обычного, даже прозаичного, где трудно открыть эффекты, становится характерной чертой «второго плана» творчества Куинджи. В картине видится свободное желание ощущать мир в полноте его прекрасных качеств.
«Полдень. Стадо в степи» дышит воздухом. Этюд пространствен, свободен, раздолен. Пленэрный подход к натуре вызвал в живописи художника тончайшие переливы тонов, нежных и светлых, какими бывает окрашен степной или морской воздух в жаркий летний день. В восприятии природы художник тонко улавливает поведение природы, в малой степени окрашенное личным переживанием».
(Манин).

Здесь появляется то, что через несколько лет (в 1903 году) объединило некоторых художников в «Союз русских художников», принявшихся выражать, в двух словах говоря, веками не изменяющийся русский менталитет. Можно сказать – российский. Ибо, в данном случае, выражает его грек, больше всего рисовавший Украину. Это, повторю, совсем не передвижнический подход. Тот был – социальным. Потому по отношению к тому правомерно было применять термин реализм. А тут – нет. Ибо какой же тут реализм? Реализм открывает то, что в обществе появилось, а общество ещё не замечает. Тут же ничего нового не появилось. Веками было. А его едва ли не сейчас только стали выражать. (Манин в такие дефиниции не входит, потому термин реализм применил и для Куинджи. А я потому его из цитаты удалил, заменив троеточием в угловых скобках.) Причём, обратите внимание на это «в малой степени окрашенное личным переживанием». Это не пейзаж настроения, индивидуалистичный, левитановский. А идеалом такое движимо каким-то противоположным индивидуалистическому типу идеала.
Но как возможен в одном человеке и крайний индивидуализм (ницшеанство) и что-то неиндивидуалистское?!
А вот возможно. Таков русский народ – противоречивый. И таков его художник – Куинджи.
Но. Такая широта натуры хороша, если проявляется то одна её сторона, то другая. Смешение – всё равно, что приступ шизофрении.

Осень
Осень. 1890-1895

И, в своём желании построить всю вселенную искусства, я вынужден не последовать за Маниным, индифферентно отнёсшимся к такому опыту.
И всё бы хорошо, если б не совершенно потрясающие картины сделал Куинджи таким образом.

Эльбрус. Лунная ночь
Эльбрус. Лунная ночь. 1890-1895

© Соломон Воложин, 29 апреля 2014 г.


Галереи Куинджи: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - English Version (Англ.версия)

  Рекомендуемые ссылки:

  » Плунжерные насосы. Итальянское производство. Высокое качество!


    www.kuinje.ru, 2007-14. Все права защищены. Для контактов - arhip(a)kuinje.ru    
    Сайт рекомендован к просмотру Домом-музеем А.И.Куинджи в Санкт-Петербурге    

  Rambler's Top100