На первую страницу
   
На главную

Биография    
Живопись
Фото архив    

Жизнь Куинджи
Смерть Куинджи

"Лунная ночь"

Воспоминания
К 150-летию    
Статьи

Импрессионизм

Куинджи в
Петербурге


Арт-словарь
Хронология    
История
Музеи        

English    

Гостевая
Ссылки

Архип Куинджи
Архип Куинджи
1870 год


      
       

Виталий Манин рассуждает о творчестве Архипа Ивановича Куинджи             

  
   

 Александр Бенуа
 Леонид Волынский, часть 1
 Леонид Волынский, часть 2
 Григорий Островский
 Виталий Манин
 Виталий Манин, часть 2
 Виталий Манин, часть 3
 Виталий Манин, часть 4
 Виталий Манин, часть 5
 Виталий Манин, часть 6
 Виталий Манин, часть 7
 Виталий Манин, часть 8
 Виталий Манин, часть 9
 Виталий Манин, часть 10
 Виталий Манин, часть 11
 Виталий Манин, часть 12
 Виталий Манин, часть 13
 Виталий Манин, часть 14
 Виталий Манин, часть 15
 Соломон Воложин
 Николай Рерих
 Владимир Петров
 Дмитрий Шорскин


   

Искусство XX века увлекали проблемы мироздания, но не в виде естественно-научного освоения, а как предмет философических раздумий, перенесения глобальных вопросов мирозданья на грешную землю, где их сопоставление с повседневностью указывало на ничтожность человеческого пребывания на земле. Затерянность человека в мире, приниженность его перед силами природы, космоса - один из признаков романтизма начала XX века. Мирозданческий интерес звал к очищению, к решению философских проблем интеллектуальной жизни человека современности, к устранению от суеты повседневности.
Начало этому явлению искусства положили картины Куинджи «Лунная ночь на Днепре» (1880), «Красный закат» (1905-1908), «Ночное»(1905-1908) и другие. Творчество Куинджи не перерастало в символизм - направление, все время соприкасающееся с романтическим искусством XX века. Зато его ученики постоянно совершали экскурсы в символизм, порождая подчас истинно символические образы. Куинджисты в потоке русского модерна занимают особенное место. Они отразили в своем искусстве «историческое время». К куинджиевскому пониманию идеала приближались прежде всего Рылов, затем Крымов, Вроблевский, творчество которого обращено к экзотике родных Карпат, Рущица - к Литве, Пурвита - к природе Латвии.
Очевидно, поэтому романтическая школа Куинджи больше других имеет право быть отнесенной к «национальному варианту романтизма», отличного от фольклорно-стилизованного искусства Васнецова или Билибина. Столь же «чистыми», как и учитель, романтиками, последовавшими за традицией Куинджи, исходившей из цветосмысловой эффектности реальности, явились, прежде всего, Рылов, Зарубин, Борисов, Вроблевский, а также последователь Куинджи в определенный период своего творчества Крымов.
Если в реализме последовательно проводится миропонимание художника, то в романтизме - более понятно мироощущение. Отсюда ясно, что в романтической образности превалирует эмоциональная доминанта, образ обретает «ощущенческий» характер, покоящийся на вчувствованиях, движениях души, улавливающий социально-психологическое состояние индивидуума и общества. Пластическое решение образа как бы вытекает из подобной содержательной заданности. Изображение прибегает к гиперболе, выражаемой в интенсификации цвета, в преображениях силуэта, в особых, непривычных композиционных ракурсах.
Гипербола, разумеется, сказывается не только в пластических преувеличениях. Она неизбежно втягивает в процесс образного построения и элементы поэтики.
Романтический идеал - явление всегда исключительное, неординарное, не усредненное. Романтизм - это, разумеется, не реальность, но это вполне «возможная реальность» (выражение В.Г.Короленко), или уже некогда бывшая исключительно яркая реальность, или будущая, находящаяся в ближайшей перспективе, устраненная от прозаической скверны современности.
В романтическом искусстве происходили переоценка действительности, приближение ее к всеображаемому идеалу. Романтизм создает некую реальность похоже-непохожую на действительность. И хотя он мыслит в формах реальной жизни, целое получается домысленным. Один из первых русских романтиков В.Одоевский видел в романтизме «стремление возвысить себя и человечество, повествуя об идеальном мире».

В новых исторических условиях начала XX века романтический идеал закрепился главным образом в пейзаже, в той идиллической жизни, будь то современность или далекое прошлое, которая предлагалась зрителю с целью погружения в чистые идеальные помыслы художника, так резко и непримиримо разошедшиеся с тяжелой и мрачной действительностью.
Конфликтность романтизма XIX века заменилась более спокойным и уравновешенным неприятием современности, стремлением отгородиться от нее, погрузиться в свой вымышленный мир, где главенствует эстетическая среда, расходящаяся или противопоставленная традиционному современному искусству.
Романтизм - не только художественная структура и не столько вообще структура, сколько особый характер художественного мышления, определенный настрой, ракурс восприятия жизни. Согласно определению Маркса, романтическое мышление не столько возвышенное, сколько нереалистичное мышление, функционирующее в условной системе координат. Это не означает, будто романтическое искусство неспособно выразить истины. Оно с успехом это делает, только истины эти - особого рода: преимущественно духовные, нравственные, эстетические, как правило, лишенные социальной окраски. У романтического искусства свой характер идей, свой диапазон художественного освоения мира и своя особая эмоционально-психологическая окраска воплощаемых истин.

В романтизме нарушена естественная и непосредственная связь жизненных явлений. Отображение мировых проблем романтическое искусство облекает в опосредованную форму, отчего образная стилистика обогащается метафорами, иносказаниями, олицетворениями, приводящими к обострению смысла изобразительной речи. Романтизм меньше всего обусловлен эмпирикой, больше - мыслью и эмоцией. Почти всегда романтический образ повышенно эмоционален.
Романтическая образность соединяется с разными идеями своего времени. В начале XX века романтическое искусство имело несколько вариантов, каждый из которых имел свою идейную платформу. Общность стилистики наталкивает на мысль, что специфику романтического искусства порождают не идеи, не содержание, а образная структура. Чтобы познать романтическую образность в каждое историческое время, следует прибегнуть к особому познавательному инструментарию, ибо романтическое мышление каждый раз воплощается в отличной от предшествующего времени форме. Несомненно, форма имеет и нечто общее, но часто настолько различное, что различие ее можно провести только «смысловым модулем», а не посредством изобразительных приемов и схем.
Романтическое искусство немыслимо без преображения. Однако мера этого преображения у разных потоков или разновидностей романтизма различна. Куинджи и его продолжатели использовали природный эффект, неожиданность, редкостность найденного сюжета, цвета, вида, про который обычно говорят: «Так не бывает». Исключительность природы, натуры, эффектная реальность разбивали банальное мышление, не уступали приоритет преобразованию. Каждая эпоха вкладывала в сложившуюся структуру образности свои идеи.

Другой поток романтизма начала XX века был преимущественно «мечтательным», идиллическим, восторженным, «истомленным», провидческим, ретроспективным, то есть представлял целую гамму эмоционально-смысловых оттенков, красочный спектр содержательных вариаций. К одному из них в некоторой мере относится творчество художников «Мира искусства». В последний год XIX века члены этого объединения провозгласили разрыв с тенденциозностью и сюжетностью, свойственные искусству передвижников. Путь «Мира искусства» действительно новаторский. Мастера этого сообщества заложили новые принципы художественного освоения действительности и понимания задач искусства. Категорический отказ от прозаичности, тривиальности мышления, а на самом деле - от социальности искусства передвижников сказался как в символе веры журнала, изложенного С.П.Дягилевым, так и в творческой практике художников, сгруппировавшихся вокруг журнала. Размежевание с творчеством передвижников подразумевало перестановку акцентов с социальной тенденциозности искусства на его эстетические возможности.

Когда К.Ф.Богаевский, ученик Куинджи, грезил прекрасной землей - ровесницей мирозданья, то ясна была его романтическая устремленность, как бы противопоставленная прозаическому настоящему. Подобное же романтическое восприятие мира мнилось в обозрении прелестной природы, увиденной через образы искусства прошедших веков. Ретроспективное сознание в этих случаях очевидно. Мечтательность, порыв к счастью, желание отвлечься от бытовизма, оторваться от заземленности мысли в равной мере служили основой для романтического представления художника. К романтическому относится также искусство, где эффект необычайности, реально существующей, но по природе своей расходящийся с вышеупомянутыми образами «ретроспективного» плана.
Почему? А потому, что в двух названных вариантах подхода к художественному образу заложена одна и та же сущностная идея: побуждение увидеть мир не прозаическим, а возвышенным, условно-прекрасным. В первом случае преображение реальности становится стимулом творчества. Во втором - в самой реальности избираются такие удивительные и редкие образцы, что не всякая человеческая фантазия способна с ними уравняться. В данных случаях не важна природа возникновения прекрасного, мечтаемого, возвышенного; важен творческий результат. Правда, в двух означенных вариантах романтического подхода к действительности имеются принципиальные различия. Видятся они в том, что в случае с «куинджиевским» романтизмом как бы утверждается мысль о возможности прекрасного в этой, а не в мечтаемой жизни. В противоположном варианте художник выказывает недоверие реальной жизни. Прекрасное реконструируется творческим воображением.

Наследие Куинджи живет долго. Его отголоски просматриваются и по сей день. Влияние художника наложило печать не только на его учеников и современников, но через их головы - на следующие генерации живописцев. Романтизм не умирает. Искусство отзывчиво к любым его звукам. И сколько бы ни длилась жизнь романтизма, он будет «вспоминать» творчество Куинджи.

к началу статьи Виталия Манина...


Галереи Куинджи: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - English Version (Англ.версия)


    www.kuinje.ru, 2007-14. Все права защищены. Для контактов - arhip(a)kuinje.ru    
    Сайт рекомендован к просмотру Домом-музеем А.И.Куинджи в Санкт-Петербурге    

  Rambler's Top100