Архип Куинджи и европейские импрессионисты XIX века
ДЕНИ Морис (1870-1943) - французский живописец, график, теоретик искусства, участник группы «Наби». Учился в академии Жюлиана (1887) и в Школе изящных искусств в Париже (1888). Свою живописную манеру М.Дени называл неотрадиционализмом. В начале творческого пути испытал влияние П.Гогена, затем увлекся творчеством Н.Пуссена, Рафаэля, Фра Анжелико и постепенно дошел до академизма. Прошлое, составлявшее основной мотив его творчества, пленяло его главным образом как эпоха еще не поколебленной веры. Его религиозность в сочетании с возрождением в обществе религиозных настроений привела к созданию «священного искусства», рожденного верой и призванного служить церкви («Шествие на Голгофу», 1889, Музей Орсэ, Париж).
При создании своих картин он часто отходит от традиций и использует обобщенные и стилизованные формы, работая цветовым пятном. Иногда связывает евангельские сюжеты с событиями личной жизни («Посещение Христом Марфы и Марии», 1896; «Посещение Марией Елизаветы» - обе в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Вечная тема материнства нашла воплощение в поэтическом изображении женщины с ребенком на картине «Туалет ребенка» (1899, частное собрание, Париж). Обыденная сценка превращается у М.Дени в величественный образ высшего порядка, возникающий из ощущения почти неземного покоя и чистоты, чему во многом способствуют мягкий, рассеянный свет, светлая цветовая гамма и спокойная пластика движений. Постепенно М.Дени начинает придавать особое символическое значение изображаемому: петляющая, извивающаяся дорога означает нелегкий жизненный путь; белые платья женщин, собирающих цветы, образуют живописный узор, воплощающий радость бытия и творческое начало в жизни;
голубая лента реки символизирует загадочную сущность будущего («Апрель», 1892, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). Лучшими работами М.Дени считаются те, в которых он, отвлекаясь от религиозного литературного источника, следует за впечатлением («Святой источник в Гиделе», 1905, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Творчески переосмысленное влияние П.Гогена и неоимпрессионистов проявилось в «Весеннем пейзаже с фигурами» («Священная роща», 1897, Эрмитаж, Санкт-Петербург), ставшем одним из самых главных произведений художника.
ДЕРЕН Андре (1880-1954) - французский живописец, скульптор, книжный иллюстратор, гравер, один из основателей фовизма.
Живописью начал заниматься в Шату в 1895г. под руководством местного художника. Учился в Париже в академии Карьера (1898-1900), где познакомился с А.Матиссом, Ж.Пюи и А.Марке. А.Дерен был большим поклонником творчества В.Ван Гога и П.Сезанна, восхищался экспрессивностью цвета на полотнах П.Гогена. В 1900г. сблизился с М.Вламинком, работая с ним над пейзажами в окрестностях Шату, которые несли на себе явный отпечаток фовизма.
Пейзажи, написанные Дереном в 1900-х гг., отмечены экзальтацией цвета, буквально растворяющего очертания реально существующих предметов («Порт в Гавре», 1905-1906; «Дорога среди гор», 1907 - оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург; «Виноградники весной», ок.1906, Художественный музей, Базель).
В лондонских пейзажах этого периода преобладающими являются мощные созвучия синих и зеленых тонов («Темза», Городской музей, Амстердам; «Вестминстерский мост», частное собрание).
В 1907г. Дерен знакомится с П.Пикассо и с художниками из его окружения, что в значительной степени повлияло на его живописную манеру. В лаконичных формах и в сдержанной палитре пейзажей и натюрмортов ясно проглядывает отпечаток творчества П.Сезанна и раннего кубизма («Монтрёй-сюр-Мер. Гавань», 1910; «Роща», ок1912 - обе в Эрмитаже, Санкт-Петербург; «Старый мост в Канне», 1910, Национальная галерея, Вашингтон; «Натюрморт на столе», 1910, Национальный музей современного искусства, Париж; «Гавань в Провансе», 1912, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В портретах и сюжетных композициях с человеческими фигурами слышны отголоски старых европейских мастеров и наивного искусства («Тайная вечеря», 1913, Художественный институт, Чикаго; «Люси Канвейлер», 1913, Национальный музей современного искусства, Париж; «Субботний день», 1911-1914, ГМИИ, Москва; «Девушка в черном», 1914, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Девушка», 1914, Музей Пикассо, Париж).
В 1914-1918 гг. А.Дерен воевал на фронтах первой мировой войны, а после ее окончания сотрудничал с балетной труппой С.П.Дягилева. В 1921г. посетил Рим. В 1920-х гг. А.Дерен становится одним из ведущих художников-неоклассицистов. Он создает картины, на которых плавные изгибы фигур танцовщиц, персонажей комедии дель арте, обнаженных очерчены четкими и ясными линиями, а пластичные объемы выстраиваются в хорошо продуманные композиции («Обнаженная с кошкой», 1923, частное собрание; «Обнаженная с кувшином», 1923-1924, Музей Оранжери, Париж; «Пьеро и Арлекин», 1924, частное собрание, Париж). Дерен постоянно совершенствовал свое искусство, копируя росписи Помпеи, полотна мастеров кватроченто, болонских академиков, Караваджо, К.Коро, О. Ренуара и постигая особенности их стиля, которые затем с успехом применял на практике («Две обнаженные женские фигуры и натюрморт»,
1935, Собрание П.Леви, Франция; «Натюрморт», 1939, Галерея П.Матисса, Нью-Йорк; «Мрачный пейзаж», ок.1950, Собрание П.Леви, Франция).
ДЮБЮФФЕ Жан (1901-1985) - французский живописец.
Учился в Гавре в Академии художеств (1916-1917) и в Париже в академии Жюлиана (1918). Был разносторонне развитым человеком: увлекался литературой, философией, иностранными языками, палеографией, этнологией, музыкой. В 1919-1920 гг. впервые посетил Алжир, куда затем приезжал неоднократно. В 1924-1933 гг. занимался коммерцией в Буэнос-Айресе, на время забросив живопись.
В 1942г. Дюбюффе принимает окончательное решение посвятить себя живописи и приступает к созданию больших серий картин, при написании которых он много экспериментирует в поисках новых технических приемов («Метро», 1943; «Марионетки города и деревни», 1943-1944; «Возвышающиеся пасты», 1945). Для создания разнообразной рельефной фактуры он пользуется многослойным наложением густых пастозных красок, в которые добавляет песок, уголь, гравий, пыль, ракушки, смазочное масло. В результате на холсте образуются разрывы, рытвины, складки и впадины, имитирующие поверхность неживой природы, образцы которой он находил на пустынных полях, в заброшенных карьерах, в оврагах (серии «Винные пейзажи», 1944; «Феерические пейзажи», 1946-1947). В 1947-1949гг. Ж.Дюбюффе совершил путешествие по Африке, что позволило ему значительно расширить арсенал используемых им материалов и красителей, а также разнообразить мотивы своего творчества, добавив море и снежные заносы к уже существующим пустыне и степи.
следующая страница...
|