На первую страницу
   
На главную

Биография    
Живопись
Фото архив    

Жизнь Куинджи
Смерть Куинджи

"Лунная ночь"

Воспоминания
К 150-летию    
Статьи    

Импрессионизм

Куинджи в
Петербурге


Арт-словарь
Хронология    
История
Музеи        

English    

Гостевая
Ссылки

Архип Куинджи
Архип Куинджи
1870 год


      
       

Архип Куинджи и европейские импрессионисты XIX века                        

  
   

 Импрессионизм:

 Страница 1
 Страница 2
 Страница 3
 Страница 4
 Страница 5
 Страница 6
 Страница 7
 Страница 8
 Страница 9
 Страница 10
 Страница 11
 Страница 12
 Страница 13
 Страница 14 
 Страница 15
 Страница 16
 Страница 17
 Страница 18
 Страница 19
 Страница 20
 Страница 21
 Страница 22
 Страница 23
 Страница 24
 Страница 25
 Страница 26
 Страница 27
 Страница 28
 Страница 29
 Страница 30










   

В середине 1890-х гг. период ученичества в творчестве К.А.Коровина заканчивается, что ознаменовалось появлением картины «Зимой» (1894, Третьяковская галерея, Москва) и серии этюдов, написанных во время поездки на Север («Гаммерфест. Северное сияние», 1894-1895, Третьяковская галерея, Москва). Большое место в его творчестве начинает занимать урбанистический пейзаж. Подобно импрессионистам, он воспринимает город как новую природу, как некий источник новых воздушных и колористических эффектов. В 1890-е гг. он предпочитает мотивы, в которых город сливается с природой - горами, морем, рекой. Его любимая тема - таинственные силуэты кораблей, черные контуры гондол, подчеркивающие сияние вызолоченных солнцем венецианских дворцов, пестрые базары у пристани и на площади. Самая большая и интересная в художественном отношении - серия картин, посвященных Парижу («Парижское кафе», конец 1890-х; «Ночная улица. Париж», 1902; «Париж. Кафе де ля Пэ», 1906; «Париж. Бульвар капуцинок»; «Париж ночью. Итальянский бульвар», 1908 - все в Третьяковской галерее, Москва; «Париж ночью», 1911, Областная картинная галерея им. Б.М.Кустодиева, Астрахань). Изображений Москвы у москвича К.А.Коровина очень мало, среди них выделяется драматический по настроению и антиурбанистический по своей социальной направленности этюд «Пейзаж с фабричными строениями. Москва» (1908, Русский музей, Санкт-Петербург).
Художник все чаще обращается к теме русской деревни, но звучание его русских пейзажей не достигает той силы, которая свойственна предыдущим работам. Он часто повторяет одни и те же мотивы, найденные им в ранний период творчества - лошадь у дома, задворки, овины, сараи, мостики и т. д. («Двор», 1900; «Сарай», 1900 - обе в Третьяковской галерее, Москва). В 1900-1910-е гг. усиливается декоративизм деревенских пейзажей К.А.Коровина («Вид поселка. Кемь», 1905, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева).
В 1900-е гг. появляются лучшие портреты К.А.Коровина, лишенные яркой психологической характеристики, но тонко передающие духовное начало изображаемого человека через мгновенное впечатление от жеста или движения модели («Портрет Н.Д.Чичагова», 1902; «Портрет И.А.Морозова», 1903; «Натюрморт с портретом Перцевой, 1916 - все в Третьяковской галерее, Москва).
Виртуозное владение кистью и любование чувственной красотой мира нарастает в творчестве К.А.Коровина, что приводит к созданию живописнейших полотен с изображениями природы, в которых проявляется поистине языческое преклонение художника перед природой.
Особенно выделяются пейзажи Крыма и юга Франции, при написании которых были использованы некоторые приемы художественной манеры постимпрессионистов: почти одинаковые короткие мазки трех основных оттенков - зеленого, голубого и сиренево-розового - образуют динамическую фактуру с плавно перетекающими друг в друга цветовыми зонами в картине «На юге Франции» (1908, Третьяковская галерея, Москва), праздничным ликованием наполнена сине-оранжевая гамма красок крымских пейзажей, видов Ялты и Гурзуфа («Гурзуф», 1914, Третьяковская галерея, Москва).
Настоящим гимном жизни звучат выполненные в декоративно-импрессионистическом духе натюрморты К.А.Коровина, отмеченные буйством форм и красок, живописной композиционной импровизацией с красивыми предметами, среди которых особенно выделяются пышные букеты цветов и рыбы («Розы», 1911; «Розы и фиалки», 1912; «Розы в голубых кувшинах», 1917; «Рыбы», 1916, Третьяковская галерея, Москва).
В 1923 г. К.А.Коровин навсегда покидает родину и последние 15 лет жизни проводит во Франции, работая для театра и создавая живописные полотна на старые темы.

КУЗНЕЦОВ Павел Варфоломеевич (1878-1968) - русский живописец и график. Учился в Рисовальном училище в Саратове (1891-1897), Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К.А.Коровина и В.А.Серова (1897-1903), в частных академиях в Париже (1905). Был во Франции, Италии, Англии.
В 1906 г. в качестве участника выставки русского искусства, организованной С.Дягилевым, едет в Париж, где избирается членом «Осеннего салона» и некоторое время занимается в парижских художественных студиях. Впитавший на родине уроки В.А.Серова, М.Врубеля и особенно В.Э.Борисова-Мусатова, он быстро усваивает уроки импрессионизма с его аналитическим методом воспроизведения натуры и постимпрессионизма, ставившего во главу угла образный синтез. Ближе всего ему оказалось творчество П.Гогена, основанное в значительной степени на вымысле, дававшем простор романтическим видениям художника.
В 1907г. П.В.Кузнецов становится одним из организаторов и участников объединения «Голубая роза». Но вскоре он понимает несостоятельность выбранного им пути и переживает тяжелый творческий кризис, выйти из которого ему помогает поездка в Киргизию (1910). Там его иллюзорные мечты обрели реальность, воплотившись в изображении жизни кочевых людей, протекающей в непосредственной близости к природе. Своими работами, созданными в этот период, художник утверждает земное бытие как высшую непреходящую ценность и воспевает единство людей, связанных общими заботами, общим трудом, общей реальностью этого мира («Спящая в кошаре», 1911, Третьяковская галерея, Москва; «Стрижка овец», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург; «В степи за работой. Стрижка овец», 1913, Третьяковская галерея, Москва). На первый взгляд тематика его степных работ носит чисто бытовой характер, но на самом деле это не так. Его картины относятся скорее к лирико-монументальным произведениям, являясь, с одной стороны, типологичными по ситуации и действующим лицам, а с другой стороны, пронизанными личным отношением автора к изображаемой натуре. Образный мир, созданный П.В.Кузнецовым, представляет собой удивительный сплав реальности и поэтической мечты, что объясняет синтетизм его художественного мышления и живописного языка, постоянное повышенное внимание к декоративно-пластическому строю гармонически целостной картины, сближающее его с постимпрессионистическим искусством.

Восток буквально очаровал Кузнецова, и он решает добраться до самого центра среднеазиатской культуры, совершив поездку в Самарканд и Бухару. Глядя на все глазами европейца, художник стремится найти не столько особенное, экзотическое, сколько общечеловеческое. И он находит его в очищенных от всяких наслоений Небе и Земле, жизни людей на этой Земле и под этим Небом. От его картин веет вечностью и по-настоящему космическим мироощущением.
Неопределенности места действия соответствует неопределенность освещения. На картинах П.В.Кузнецова невозможно установить источник, дающий рассеянный, жемчужный, переливчатый, мерцающий свет («Ночь в степи», 1911-1912; «Вечер в степи», 1912 - обе в Третьяковской галерее, Москва; «Птичий базар», 1913, Русский музей, Санкт-Петербург). Неторопливый ритм его эпического повествования гармонически сочетается с бескрайней ширью изображенных на его полотнах степей. Световоздушная среда окутывает предметы, размывая их контуры, но не лишая при этом своей материальной сущности.
П.В.Кузнецов отводит предметам особую композиционную роль, уравновешивая их между собой, придавая картине строгую симметричность («Мираж в степи», 1912, Третьяковская галерея, Москва).

следующая страница...


Галереи Куинджи: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - English Version (Англ.версия)

  Рекомендуемые ссылки:

  »


    www.kuinje.ru, 2007-14. Все права защищены. Для контактов - arhip(a)kuinje.ru    
    Сайт рекомендован к просмотру Домом-музеем А.И.Куинджи в Санкт-Петербурге    

  Rambler's Top100