Архип Куинджи и европейские импрессионисты XIX века
Некоторое время Ван Гог брал уроки у голландского художника Мауве, но дальнейшее совершенствование его творчества проходило, по его же собственным словам, с помощью «непрестанного изучения натуры и сражения с ней». Главные герои картин голландского периода - крестьяне, изображенные за своими повседневными занятиями («Крестьянка», 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). Показательным является полотно «Едоки картофеля» (1885, Собрание В.Ван Гога, Ларен), в котором В.Ван Гог отдает дань своему кумиру - французскому живописцу Ж.Ф.Милле. Картина написана в темной гамме, напоминающей цвет обрабатываемой крестьянами земли. Однако не цвет, по признанию автора, занимает его в первую очередь, а форма. И, тем не менее, за приглушенными сероватыми тонами уже ощущается
та насыщенная цветовая основа, которая вырвется наружу в зрелый период творчества живописца.
Смутное желание обновления, творческие поиски художественного метода привели его в Париж, где он знакомится с импрессионистами, изучает теорию цвета Э.Делакруа, увлекается плоскостной японской гравюрой и фактурной живописью Монтичелли. Здесь, в Париже, он пишет полные света импрессионистические картины с изображением букетов цветов, видов Монмартра, окрестностей Парижа, выполняет несколько портретных работ («Холмы Монмартра», 1887, Городской музей, Амстердам).
Но жизнь большого города утомляет В.Ван Гога, и в феврале 1888г. он уезжает в Арль, чтобы вернуться к земле и к тем, кто на ней трудится. Пребывание в этом южном городе вернуло ему утраченные силы, именно здесь полностью раскрывается его талант живописца и окончательно формируется его неповторимый индивидуальный стиль. В.Ван Гог создает свои многочисленные картины в порыве вдохновения, контролируя разумом свое восторженное чувственное восприятие природы. Он уже не стремится к передаче «впечатления» от увиденного, а изображает его квинтэссенцию в сочетании со своими собственными переживаниями. В этом ему помогает приобретенный в Париже опыт по выработке собственного языка цвета, имеющего эмоциональное и символическое звучание, а также использование волевых контуров,
упрощающих форму, динамичных мазков, задающих изображению определенный ритм, и пастозную фактуру, передающую вещественность мира.
Свою любовь и восхищение природой Прованса В.Ван Гог выразил в многочисленных пейзажах, находя свою цветовую гамму и пластическое решение для каждого изображаемого времени года («Жатва. Долина Ла-Кро», 1888; «Рыбачьи лодки в Сент-Мари», 1888; «Вороны над полем пшеницы», 1890; «Ветка миндаля», 1890 - все в Фонде В.Ван Гога, Амстердам).
Показательна в этом отношении картина «Красные виноградники» (1888, ГМИИ, Москва), построенная на контрасте дополнительных цветов, обогащенных гаммой теплых и холодных красок.
Главное действующее лицо арльских пейзажей В.Ван Гога - солнце, а доминирующий цвет - желтый, цвет солнца, зрелого хлеба и подсолнухов, ставших для художника символом дневного светила («Подсолнечники», 1888, Новая пинакотека, Мюнхен).
Изображения дорогих его сердцу крестьян приобретают обобщающий характер, олицетворяя собой созидательное начало мира и светлую веру в будущее.
В портретных образах художник сосредоточивает внимание на внутренней жизни модели, воспроизводя ее со всей, присущей только ей одной, индивидуальной неповторимостью на фоне, лишенном какого-либо конкретного антуража. Причем даже самые драматические образы неразрывно связаны с ощущением радости и красоты жизни, передаваемым сочетанием ярких красок и причудливой орнаментальностью форм. Таковы его автопортреты и изображения простых людей, близких друзей художника: «Арлезианка. Госпожа Жину» (1888, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); «Почтальон Рулен» (1888, Музей изящных искусств, Бостон); «Зуав»; «Колыбельная» и т.д.
В очеловечивании окружающего мира В.Ван Гог не ограничивался окружающей его природой, многие предметы, представленные на его полотнах, тоже наделены способностью чувствовать и выражать ощущения своих владельцев: «Ночное кафе в Арле» (1888, частное собрание, Нью-Йорк), вызывающее смертельную тоску; «Спальная художника» (1888, Фонд В.Ван Гога, Амстердам), навевающая мысли о покое и отдыхе.
В Арле Ван Гог попытался осуществить свою давнюю мечту об ассоциации художников, противостоящей хаосу индивидуалистической цивилизации, но попытка оказалась трагичной.
Физическое и духовное перенапряжение привело к обострению психического заболевания, и художник в мае 1889 г. попадает в лечебницу Сен-Реми, где в промежутках между приступами продолжает заниматься своим любимым делом. В качестве «модели» ему служили репродукции произведений известных художников, которые он воспроизводил своим собственным живописным языком. Так, по рисунку Г.Доре он создал свое оригинальное полотно «Прогулка заключенных» (1890, ГМИИ, Москва), отражающее его теперешнее настроение: покорность и обреченность. Но, несмотря на гнетущее состояние, именно здесь, в лечебнице, Ван Гог создает поистине космические полотна, наполненные любовью к земле и небу.
В «Звездной ночи» (1889) устремленные в небо кипарисы напоминают языки пламени, а земля воспринимается как летящая в космическом пространстве планета. Шары звезд - эти подобия солнца - как бы завершают мотив источника света, начатый В.Ван Гогом еще в «Едоках картофеля».
Последние два месяца своей жизни художник проводит в небольшой деревушке под Парижем и создает разные по эмоциональному настрою картины: наполненный чистотой и свежестью «Пейзаж в Овере после дождя» (1890, ГМИИ, Москва), трагичный портрет доктора Гаше (1890, Лувр, Париж) и полную предчувствия скорой смерти «Стаю ворон над хлебным полем».
Закончив работу над этой картиной, во время очередного приступа депрессии он кончает жизнь самоубийством.
ВИЙОН Жак (1875-1963) - французский живописец и график.
Учился в мастерской Ф.Кормона (1895), где познакомился с А. де Тулуз-Лотреком, оказавшим на него большое влияние. В 1897г. выполняет серии иллюстраций для изданий «Chat noir», «Gile Bias» и др., изображая на них военных, влюбленные пары, сцены в кафе и т.п.
В середине 1900-х гг. полностью посвящает себя живописи («Бурлаки», 1908, частное собрание; «Автопортрет», 1909, частное собрание) и работает в манере сезанновского кубизма (портрет Раймона Люшан-Вийона, Национальный музей современного искусства, Париж). В 1911г. в его мастерской собираются художники, которые в дальнейшем составят ядро «Золотого сечения».
следующая страница...
|