Архип Куинджи и европейские импрессионисты XIX века
Интерес художника к предметному земному миру нашел отражение в ряде натюрмортов, в которых он продолжает решать свою главную проблему - соотношение реальности и мечты. С этой целью он использует прием картины в картине («Натюрморт с японской гравюрой», 1912; «Натюрморт с зеркалом», 1917), сочетание плодов земли с фруктами («Утро», 1916, Третьяковская галерея, Москва; «Натюрморт с подносом», 1916-1917, Русский музей, Санкт-Петербург), орнамент («Натюрморт с сюзане», 1913, Третьяковская галерея, Москва; «Натюрморт с портсигаром», 1913).
КУРБЕ Гюстав (1819-1877) - выдающийся французский живописец, скульптор, общественный деятель, представитель и теоретик реализма, один из предшественников импрессионизма.
Родился в семье состоятельного крестьянина. Учился в коллеже в Безансоне, в школе рисования у Флажуло, в Париже посещал ателье Сюиса, где работал на живой модели, в Лувре копировал работы старых мастеров. Испытал влияние живописи Веласкеса, Рембрандта, Халса. Посетил Англию, Голландию, Германию, Австрию. Работал в Париже, Орнане, Ла-Тур-де-Пельсе.
Ранние работы Курбе отражают романтическое мироощущение художника, отмеченное сентиментальной мечтательностью («Автопортрет с черной собакой», 1844, Музей изящных искусств, Париж; «Влюбленные в деревне», 1844, Музей изящных искусств, Лион; «Раненый человек», 1844, Лувр, Париж; «Послеобеденный отдых в Орнане», 1849, Дворец изящных искусств, Лилль).
Несмотря на отсутствие в картинах ярко выраженной социальной направленности, тот факт, что художник обращается к окружающей его действительности, просто и естественно передает увиденное, говорит о зарождении реалистического метода в его живописи.
Социальное содержание вкладывает художник в более позднюю свою работу - «Каменотесы» (1849-1850, ранее в Дрезденской галерее, погибла во время второй мировой войны), в которой он со всей суровостью и откровенностью рисует правду жизни. Та же неприукрашенная действительность смотрит на нас и с других полотен Г.Курбе, написанных почти одновременное «Каменотесами»: «Похороны в Орнане» (1849, Лувр, Париж) и «Крестьяне, возвращающиеся с ярмарки» (в 1854 г. была переписана, находится в Токио).
Стремление Курбе к реалистической передаче материального мира должно было воплотиться в новом художественном методе, отличном от красочности Э.Делакруа и резких светотеневых контрастов О.Домье, лишающих предметы своей объемности. Таким методом для художника становится тональная живопись. Используя свет, он как бы лепит объемы изображаемых вещей и моделей. Чаще всего он берет темный холст, на который кладет сначала темные краски, постепенно переходит к более светлым и заканчивает наложением самого яркого блика. Уверенные и энергичные мазки художника придают формам убедительную жизненную силу.
Восприятие реальности мира во всех его проявлениях художник передает в пейзажах, натюрмортах и портретах.
Его портреты с элементами пейзажа или интерьера напоминают жанровые картины (портрет поэта Бодлера, 1848, Музей Фабр, Монпелье; портрет композитора Берлиоза, 1850, Лувр, Париж; портрет мецената Брюйяса в картине «Здравствуйте, господин Курбе», 1854, Музей Фабр, Монпелье). Очень трудно определить жанровую принадлежность картин Г.Курбе, написанных им в 1860-х гг.: «Маленькие англичанки у открытого окна на берегу моря» (1865, Глиптотека, Копенгаген), «Девочка с чайками» (1865, Собрание Поля Розенберга, Париж) и др.
Черты перехода жанровой живописи в портрет позднее были использованы Э.Мане и художниками-импрессионистами.
С середины 1850-х гг. Курбе все больше увлекается пейзажем, работает на пленэре, внимательно наблюдая за жизнью природы.
Его любимым мотивом становится изображение охоты. Картины, написанные в этот период, отмечены реальным ощущением пространства, правдивым воспроизведением реальных предметов и огромным интересом к проблеме передачи световоздушной среды.
Палитра художника заметно светлеет, краски становятся более насыщенными («Косули у ручья», 1866, Лувр, Париж; «Загнанный олень (Алла ли)», 1867, Музей искусств, Безансон).
В последнее десятилетие своей жизни Г.Курбе пишет прекрасные морские пейзажи, изображая то спокойную и безмятежную водную гладь («Море у берегов Нормандии», 1867, ГМИИ, Москва), то как бы на мгновение приостановившую свое могучее движение волну («Волна», 1870, Лувр, Париж).
Разнообразная цветовая гамма марин меняется в зависимости от освещения, но неизменным остается стремление художника подчеркнуть объемность и материальность реального мира, наполненного светом и воздухом.
Влияние Г.Курбе на творчество импрессионистов проявилось в первую очередь в выборе сюжетов, связанных с современной жизнью, а также в использовании его технических приемов для передачи материальности и весомости форм.
ЛИБЕРМАН Макс (1847-1935) - немецкий художник, рисовальщик, виднейший представитель реализма, с 1890-х гг. - глава отечественного импрессионизма.
Родился в обеспеченной семье банкира. Учился в Берлине у Штеффека (1866-1868), в художественной школе в Веймаре у Ф.Паувельса (1868-1872) и в Дюссельдорфе, где познакомился с М.Мункачи.
С 1873г. по 1878г. жил в Париже (в 1874г. был в Барбизоне), неоднократно посещал Голландию.
Испытал на себе влияние голландской живописи, барбизонской школы и искусства французских импрессионистов. В 1899г. становится одним из основателей Берлинского Сецессиона, объединившего художников, выступающих против академического официального искусства. В 1897 г. получает звание профессора берлинской Академии художеств (1897), с 1898г. член Прусской академии художеств, а затем ее президент (1920-1932).
После прихода к власти фашистов, будучи по национальности евреем, подвергся репрессиям и был лишен права заниматься живописью и выставлять свои работы.
Лишенное всякой сентиментальности творчество М.Либермана показывало жизнь простых людей, находя прекрасное в прозаическом течении будней.
К 1875-1890 гг. относится создание лучших работ, представляющих быт ремесленников и крестьян: «Щипальщицы гусей» (1873, Государственный музей, Берлин), «Сборщицы картофеля» (1875, Художественная галерея, Дюссельдорф), «Урок шитья в приюте для сирот» (1876, Музей, Эльберфельд), «Изготовительницы консервов» (1879, Музей, Лейпциг), «Сапожная мастерская» (1881, Национальная галерея, Берлин), «Льнопрядильня» (1887, Национальная галерея, Берлин), «Починка сетей» (Кунстхалле, Гамбург). Любил изображать фигуры крестьян в пейзаже («Девочка с яблоками», 1882, Кунстхалле,
Гамбург; «Девочка с коровой», ГМИИ, Москва; «Женщина с козами», 1890, Музей земли Нижняя Саксония, Ганновер).
следующая страница...
|