Архип Куинджи и европейские импрессионисты XIX века
Знакомство А.Модильяни с Жанной Эбютерн в 1917 г. сыграло важную роль как в личной жизни художника, так и в его творчестве. Работая над многочисленными ее портретами, живописец оттачивал свое мастерство, доводя принцип линейной стилизации до законченного совершенства и придавая ему четкость лаконичной формулы. Удлиненная фигура, представленная в спиралевидном развороте, очерчивается пересекающимися параболами и завершается наклонным овалом лица («Желтый свитер», ок.1919, Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Жанна Эбютерн в рубашке», 1919, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Особое место в творчестве Модильяни занимают полотна, которые были написаны в период увлечения им искусством итальянского Возрождения, византийской и древнерусской иконописью («Жанна Эбютерн в шляпке», 1917-1918, частное собрание, Париж).
Широко известны его многочисленные фигуры обнаженных. Трепетные и волнующие, они завораживают и приковывают взгляд тугими формами и ритмичными изгибами своих тел («Стоящая обнаженная», 1917, частное собрание; «Лежащая обнаженная», 1917, Государственная галерея, Штутгарт; «Большая обнаженная», ок.1919, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
1918-1919 гг. А. Модильяни провел в Ницце и Каннах. Очарованный красотой людей и пышностью южной природы, он обращается к живописи П.Сезанна и создает удивительные по эмоциональному настрою полотна («Маленький крестьянин», 1918, Галерея Тейт, Лондон; «Южный пейзаж», 1918, частное собрание, Париж).
МОНЕ Клод Оскар (1840-1926) - выдающийся французский живописец, глава отечественного импрессионизма.
К.Моне начал свою творческую деятельность еще в юном возрасте с написания смешных карикатур, которые он выставлял в витрине гаврского окантовщика, а первые уроки живописи получил у пейзажиста Э.Будена, скитаясь с ним по побережью и постигая приемы работы на открытом воздухе.
Вопреки желанию родителей, которые хотели, чтобы он поступил в парижскую Школу изящных искусств, молодой К.Моне, оказавшись в столице, с головой уходит в богемную жизнь и завязывает многочисленные знакомства в артистической среде. Лишенный материальной поддержки родных, он вынужден идти в армию, но и после возвращения из Алжира, где проходила его нелегкая служба, он не изменил свой образ жизни. В Париже он знакомится с И.Ионкиндом, который увлек его работой над натурными этюдами. По настоянию родителей К.Моне некоторое время работает у Тульмуша, а затем в мастерской популярного в то время Ш.Глейра, но формирование его творческого метода происходит все-таки не в студии, а в совместной работе на природе с близкими ему по духу художниками. Это в первую очередь О.Ренуар, Ф.Базиль,
А.Сислей, которые, вдохновленные примером Э.Мане, искали свой путь от условного совершенства официально признанного искусства к правде жизни.
Первой значительной работой, подводящей итоги творческих поисков этого периода, стал для К.Моне «Завтрак на траве» (1865-1866), написанный им вслед за одноименной программной работой Э.Мане. Сама работа до нас не дошла: художник оставил ее в счет уплаты за жилье в деревушке Шайи, в окрестностях которой он работал. Но сохранилась ее уменьшенная копия, позволяющая составить общее представление о картине. Сюжет картины прост: на опушке леса расположились несколько мужчин и нарядно одетых женщин. Сочная темно-зеленая гамма с вкраплениями коричневого и черного напоминает традиции художников барбизонской школы, но в отличие от их сгущающегося сумрака и движений «влажной» живописной атмосферы, возникающих из нюансов тонального письма, полотно наполнено прозрачным, восхитительным в своей обыденности и реальности воздухом.
Чтобы так передать световоздушную среду надо было не только выйти на природу, но и по-новому увидеть предметы, отказавшись от тех правил, которым учили при работе в мастерских, и полностью довериться своему зрению. «Забыв» такие основополагающие принципы академической живописи, как рисунок и постепенный переход от света к тени, К.Моне составляет и фигуры, и пейзаж из обобщенных световых пятен, оттенки и цвет которых зависят только от освещения, нет четких контуров предметов: они как бы смазаны легким движением воз духа. Ощущение движения воздуха усиливается и самой фактурой картины: она перестает быть гладкой, а состоит из отдельных пятен-мазков.
Закончив «Завтрак на траве», К.Моне продолжает совершенствовать открытый им метод в многочисленных этюдах, которые пишет в «Лягушатнике» - любимом месте отдыха парижан. Он отправляется туда вместе с О.Ренуаром, покинув лес Фонтенбло, служивший натурой для художников барбизонской школы. Здесь, в «Лягушатнике», К.Моне стремился показать окружающую его жизнь во всем ее многообразии: игру солнечных бликов на колышущейся глади воды, многолюдную пеструю толпу отдыхающих, которая растворяется в пейзаже и составляет с ним единой целое («Лягушатник», 1869, Национальная галерея, Лондон).
Трагические события 1870-1871 гг. вынуждают К.Моне эмигрировать в Лондон, откуда он совершает путешествие в Голландию. По возвращении оттуда начинается самый плодотворный период в его творчестве, в 1872-1873 гг. он создает одни из самых лучших картин - «Сирень на солнце» (1873, ГМИИ, Москва), «Бульвар Капуцинок» (1873, ГМИИ, Москва), «Поле маков у Аржантёя»» (1873, Музей Орсэ, Париж), «Впечатление. Восход солнца» (1872, Музей Мармоттан, Париж) и др. В 1874г. некоторые из этих картин были выставлены на знаменитой выставке, организованной «Анонимным обществом живописцев, художников и граверов», руководителем которого являлся К.Моне. После этой выставки, названной по имени картины Моне «Впечатление. Восход солнца», художники-устроители и получили название «импрессионисты» (от франц. impression - впечатление).
В работах этого периода обращает на себя внимание целостность восприятия художником происходящих вокруг сиюминутных событий. Глядя на них, у зрителя создается впечатление личного присутствия на этом нескончаемом празднике жизни, наполненном солнцем, светом, гомоном нарядной толпы.
Поселившись в Аржантёе, К.Моне с таким увлечением рисует Сену, ее мосты, скользящие по водной поверхности парусники, что сам строит себе лодку, в которой спускается до самого Руана и там, пораженный увиденным, воспроизводит в своих этюдах окрестности города и заходящие в устье реки морские суда («Аржантёй», 1872, Национальная галерея искусств, Вашингтон; «Парусная лодка в Аржантёе», 1873-1874, Музей Орсэ, Париж).
В 1877г. К.Моне создает серию картин (на них представлен вокзал Сен-Лазар), наметившую новый этап в его творчестве: отход от целостной концепции картины-этюда в сторону аналитического подхода к изображаемому («Вокзал Сен-Лазар», 1877, Музей Орсэ, Париж).
следующая страница...
|