На первую страницу
   
На главную

Биография    
Живопись
Фото архив    

Жизнь Куинджи
Смерть Куинджи

"Лунная ночь"

Воспоминания
К 150-летию    
Статьи    

Импрессионизм

Куинджи в
Петербурге


Арт-словарь
Хронология    
История
Музеи        

English    

Гостевая
Ссылки

Архип Куинджи
Архип Куинджи
1870 год


      
       

Архип Куинджи и европейские импрессионисты XIX века                        

  
   

 Импрессионизм:

 Страница 1
 Страница 2
 Страница 3
 Страница 4
 Страница 5
 Страница 6
 Страница 7
 Страница 8
 Страница 9
 Страница 10
 Страница 11
 Страница 12
 Страница 13
 Страница 14
 Страница 15
 Страница 16
 Страница 17
 Страница 18 
 Страница 19
 Страница 20
 Страница 21
 Страница 22
 Страница 23
 Страница 24
 Страница 25
 Страница 26
 Страница 27
 Страница 28
 Страница 29
 Страница 30










   

Знакомство А.Модильяни с Жанной Эбютерн в 1917 г. сыграло важную роль как в личной жизни художника, так и в его творчестве. Работая над многочисленными ее портретами, живописец оттачивал свое мастерство, доводя принцип линейной стилизации до законченного совершенства и придавая ему четкость лаконичной формулы. Удлиненная фигура, представленная в спиралевидном развороте, очерчивается пересекающимися параболами и завершается наклонным овалом лица («Желтый свитер», ок.1919, Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Жанна Эбютерн в рубашке», 1919, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Особое место в творчестве Модильяни занимают полотна, которые были написаны в период увлечения им искусством итальянского Возрождения, византийской и древнерусской иконописью («Жанна Эбютерн в шляпке», 1917-1918, частное собрание, Париж).
Широко известны его многочисленные фигуры обнаженных. Трепетные и волнующие, они завораживают и приковывают взгляд тугими формами и ритмичными изгибами своих тел («Стоящая обнаженная», 1917, частное собрание; «Лежащая обнаженная», 1917, Государственная галерея, Штутгарт; «Большая обнаженная», ок.1919, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
1918-1919 гг. А. Модильяни провел в Ницце и Каннах. Очарованный красотой людей и пышностью южной природы, он обращается к живописи П.Сезанна и создает удивительные по эмоциональному настрою полотна («Маленький крестьянин», 1918, Галерея Тейт, Лондон; «Южный пейзаж», 1918, частное собрание, Париж).

МОНЕ Клод Оскар (1840-1926) - выдающийся французский живописец, глава отечественного импрессионизма. К.Моне начал свою творческую деятельность еще в юном возрасте с написания смешных карикатур, которые он выставлял в витрине гаврского окантовщика, а первые уроки живописи получил у пейзажиста Э.Будена, скитаясь с ним по побережью и постигая приемы работы на открытом воздухе.
Вопреки желанию родителей, которые хотели, чтобы он поступил в парижскую Школу изящных искусств, молодой К.Моне, оказавшись в столице, с головой уходит в богемную жизнь и завязывает многочисленные знакомства в артистической среде. Лишенный материальной поддержки родных, он вынужден идти в армию, но и после возвращения из Алжира, где проходила его нелегкая служба, он не изменил свой образ жизни. В Париже он знакомится с И.Ионкиндом, который увлек его работой над натурными этюдами. По настоянию родителей К.Моне некоторое время работает у Тульмуша, а затем в мастерской популярного в то время Ш.Глейра, но формирование его творческого метода происходит все-таки не в студии, а в совместной работе на природе с близкими ему по духу художниками. Это в первую очередь О.Ренуар, Ф.Базиль, А.Сислей, которые, вдохновленные примером Э.Мане, искали свой путь от условного совершенства официально признанного искусства к правде жизни.
Первой значительной работой, подводящей итоги творческих поисков этого периода, стал для К.Моне «Завтрак на траве» (1865-1866), написанный им вслед за одноименной программной работой Э.Мане. Сама работа до нас не дошла: художник оставил ее в счет уплаты за жилье в деревушке Шайи, в окрестностях которой он работал. Но сохранилась ее уменьшенная копия, позволяющая составить общее представление о картине. Сюжет картины прост: на опушке леса расположились несколько мужчин и нарядно одетых женщин. Сочная темно-зеленая гамма с вкраплениями коричневого и черного напоминает традиции художников барбизонской школы, но в отличие от их сгущающегося сумрака и движений «влажной» живописной атмосферы, возникающих из нюансов тонального письма, полотно наполнено прозрачным, восхитительным в своей обыденности и реальности воздухом.

Чтобы так передать световоздушную среду надо было не только выйти на природу, но и по-новому увидеть предметы, отказавшись от тех правил, которым учили при работе в мастерских, и полностью довериться своему зрению. «Забыв» такие основополагающие принципы академической живописи, как рисунок и постепенный переход от света к тени, К.Моне составляет и фигуры, и пейзаж из обобщенных световых пятен, оттенки и цвет которых зависят только от освещения, нет четких контуров предметов: они как бы смазаны легким движением воз духа. Ощущение движения воздуха усиливается и самой фактурой картины: она перестает быть гладкой, а состоит из отдельных пятен-мазков.
Закончив «Завтрак на траве», К.Моне продолжает совершенствовать открытый им метод в многочисленных этюдах, которые пишет в «Лягушатнике» - любимом месте отдыха парижан. Он отправляется туда вместе с О.Ренуаром, покинув лес Фонтенбло, служивший натурой для художников барбизонской школы. Здесь, в «Лягушатнике», К.Моне стремился показать окружающую его жизнь во всем ее многообразии: игру солнечных бликов на колышущейся глади воды, многолюдную пеструю толпу отдыхающих, которая растворяется в пейзаже и составляет с ним единой целое («Лягушатник», 1869, Национальная галерея, Лондон).
Трагические события 1870-1871 гг. вынуждают К.Моне эмигрировать в Лондон, откуда он совершает путешествие в Голландию. По возвращении оттуда начинается самый плодотворный период в его творчестве, в 1872-1873 гг. он создает одни из самых лучших картин - «Сирень на солнце» (1873, ГМИИ, Москва), «Бульвар Капуцинок» (1873, ГМИИ, Москва), «Поле маков у Аржантёя»» (1873, Музей Орсэ, Париж), «Впечатление. Восход солнца» (1872, Музей Мармоттан, Париж) и др. В 1874г. некоторые из этих картин были выставлены на знаменитой выставке, организованной «Анонимным обществом живописцев, художников и граверов», руководителем которого являлся К.Моне. После этой выставки, названной по имени картины Моне «Впечатление. Восход солнца», художники-устроители и получили название «импрессионисты» (от франц. impression - впечатление).
В работах этого периода обращает на себя внимание целостность восприятия художником происходящих вокруг сиюминутных событий. Глядя на них, у зрителя создается впечатление личного присутствия на этом нескончаемом празднике жизни, наполненном солнцем, светом, гомоном нарядной толпы.
Поселившись в Аржантёе, К.Моне с таким увлечением рисует Сену, ее мосты, скользящие по водной поверхности парусники, что сам строит себе лодку, в которой спускается до самого Руана и там, пораженный увиденным, воспроизводит в своих этюдах окрестности города и заходящие в устье реки морские суда («Аржантёй», 1872, Национальная галерея искусств, Вашингтон; «Парусная лодка в Аржантёе», 1873-1874, Музей Орсэ, Париж).
В 1877г. К.Моне создает серию картин (на них представлен вокзал Сен-Лазар), наметившую новый этап в его творчестве: отход от целостной концепции картины-этюда в сторону аналитического подхода к изображаемому («Вокзал Сен-Лазар», 1877, Музей Орсэ, Париж).

следующая страница...


Галереи Куинджи: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - English Version (Англ.версия)


    www.kuinje.ru, 2007-14. Все права защищены. Для контактов - arhip(a)kuinje.ru    
    Сайт рекомендован к просмотру Домом-музеем А.И.Куинджи в Санкт-Петербурге    

  Rambler's Top100