Архип Куинджи и европейские импрессионисты XIX века
КОРО Жан-Батист Камиль (1796-1875) - виднейший французский живописец, рисовальщик, мастер портрета и пейзажа, один из предшественников импрессионизма.
Родился в семье владельца ателье мод. Учился у художников-академистов А.Мишалона и В.Бертена. Посетил Италию, Великобританию, Голландию, Бельгию, Швейцарию. Становление художественного метода происходило в основном в результате непосредственных наблюдений за природой, а также под влиянием достижений передовых художников (выставка Дж.Констебла в Париже в 1824г.).
Большое значение для молодого художника имела поездка в Италию (1825), где под впечатлением залитых солнцем ландшафтов он отказывается от исторических пейзажей в духе своих учителей-классицистов в пользу более реального воспроизведения природы (этюды «Вид на Форум», 1826, Лувр, Париж; «Вид Колизея», 1826, Лувр, Париж). Новый подход к изображаемой действительности позволил К.Коро не только точно запечатлеть вид зданий, но и передать окутывающую их световоздушную среду. Интерес художника к материальной стороне окружающего мира явился шагом вперед на пути к созданию реалистического пейзажа, расцвет которого наблюдается в творчестве художников барбизонской школы.
Новаторство К.Коро особенно ярко проявилось в его летних, наполненных светом и воздухом этюдах, отражающих разное состояние природы. Их основные мотивы - городские виды, архитектурные памятники, итальянские города («Шартрский собор», 1830, Лувр, Париж; «Утро в Венеции», ок.1834, ГМИИ, Москва).
В 1850-1860-е гг. изображение природы на пейзажах Коро приобретает более обыденный характер, но интерес художника к изменениям ее состояний возрастает.
Одним из средств передачи лирического содержания пейзажа становится световоздушная среда. Меняющееся в зависимости от времени суток освещение, окутывающее ветви деревьев, легкая туманная дымка размывают контуры, придавая предметам призрачную невесомость.
Коро постепенно отходит от темной живописи, используя более светлую палитру и систему валёров - различных по светосиле «пятен» одного цвета. Невероятно широкий диапазон валёров включает в себя до двадцати градаций одного и того же тона. Особое настроение и определенный ритм пейзажу придают соотношение темных и светлых «пятен», композиционное расположение деревьев и ветвей, расстояние между ними и различный наклон стволов («Колокольня в Аржантёе», 1858-1860, ГМИИ, Москва; «Бурная погода. Берег Па-де-Кале», ГМИИ, Москва; «Воз сена», 1860-е, ГМИИ, Москва; «Вечер», 1860, ГМИИ, Москва; «Порыв ветра», несколько вариантов, созданных в середине 1860-х-начале 1870-х гг.).
Особым очарованием наполнены фигурные композиции К.Коро. В ранних работах, отличающихся пластичностью и материальностью, человеческие фигуры в некоторой степени противопоставлены окружающей среде («Жница с серпом», 1838, частное собрание).
В поздних же работах, наоборот, достигается полное свето-цветовое единство природы и человека («Семья жнеца», ок.1857; «Мастерская художника», 1865-1870 - обе в Лувре, Париж). Так же, как пейзажам, фигурным композициям Коро почти всегда присуще свое определенное настроение («Прерванное чтение», ок.1870, Художественный институт, Чикаго; «Эмма Добиньи в греческом костюме», 1868-1870, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
К.Коро оказал большое влияние на творчество импрессионистов своей великолепной передачей световоздушной среды, богатством колорита и созерцательностью, выработанными упорной работой на пленэре, а также стремлением передать впечатление от пейзажа в целом.
КОРОВИН Константин Алексеевич (1861-1939) - один из самых крупных русских живописцев, художник-монументалист, театральный художник, основоположник импрессионизма в России.
Эстетическая концепция и живописная система импрессионизма определяют общий характер творчества К.А.Коровина, своеобразие его манеры. К импрессионизму его подводила прежде всего его страстная любовь к природе, зародившаяся у него в детстве и сохранившаяся на всю жизнь. Еще ребенком, сам того не осознавая, он пытался разрешить основную задачу импрессионистической живописи - передать в цвете сиюминутность постоянно изменяющейся природы. Первое представление об импрессионизме К.А.Коровин получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда он поступил в 1875г. Там он знакомится с творчеством передвижников, но, отдавая дань их искусству, ищет новые пути в живописи. Большую помощь в этом молодому художнику оказал А.К.Саврасов, в пейзажный класс которого переходит К.А.Коровин после года обучения в училище. Под руководством учителя он много работает на пленэре в
московских пригородах и, свободный от каких-либо ограничений, пытается выразить на холсте переполняющую его радость от восприятия жизни, солнца и света. После неудавшейся попытки продолжить образование в петербургской Академии художеств Коровин возвращается в училище, где появился новый преподаватель - В.Д.Поленов, первый русский пленэрист, познакомивший своих учеников с творчеством импрессионистов и их предшественников - барбизонцев. Ранние работы К.А.Коровина отличаются явно намеченным пленэризмом, выразившимся в большей воздушности, колористической чистоте, пока еще несмелых голубоватых тенях и в атмосфере искренней радости от общения с природой («Ранняя весна», 1870-е, Третьяковская галерея, Москва). Первой по-настоящему импрессионистической работой не только в творчестве К.А.Коровина, но и во всем русском искусстве явился «Портрет хористки» (1883, Третьяковская галерея, Москва),
в котором рождение прекрасного образа было обязано исключительно выразительным средствам новой живописной манеры.
В 1880-х гг. К.А.Коровин совершает поездку в Париж, где воочию знакомится с работами импрессионистов, отмечая несомненную близость их полотен и своего творчества. Впечатления от этого путешествия выливаются в целый ряд картин, в которых художник последовательно развивает свой живописный метод («За чайным столом», 1888, Государственный музей-усадьба В.Д.Поленова; «В лодке», 1888, Третьяковская галерея, Москва).
Его краски становятся чище и светлее, композиция - более свободной, асимметричной, подчас фрагментарной, ракурсы - острее и смелее. К.А.Коровин вводит в пейзаж современного городского человека, который смотрит на природу глазами горожанина, приехавшего отдохнуть и развлечься.
В 1888г. Коровин едет в Италию, а затем в Испанию и Францию. В Италии он впервые обращается к жанру городского пейзажа, воплотившегося в тонких по цвету этюдах, написанных мелким мазком («Улица во Флоренции в дождь», 1888, Третьяковская галерея, Москва). Знакомство со старыми испанскими мастерами приводит К.А.Коровина к открытию новых красочных гармоний, заставляет по-другому взглянуть на черный цвет и оттенки серого («У балкона. Испанки Леонора и Ампара», 1888-1889; «Портрет О.Н.Алябьевой», 1889 - обе в Третьяковской галерее, Москва).
следующая страница...
|