На первую страницу
   
На главную

Биография    
Живопись
Фото архив    

Жизнь Куинджи
Смерть Куинджи

"Лунная ночь"

Воспоминания
К 150-летию    
Статьи    

Импрессионизм

Куинджи в
Петербурге


Арт-словарь
Хронология    
История
Музеи        

English    

Гостевая
Ссылки

Архип Куинджи
Архип Куинджи
1870 год


      
       

Архип Куинджи и европейские импрессионисты XIX века                        

  
   

 Импрессионизм:

 Страница 1
 Страница 2
 Страница 3 
 Страница 4
 Страница 5
 Страница 6
 Страница 7
 Страница 8
 Страница 9
 Страница 10
 Страница 11
 Страница 12
 Страница 13
 Страница 14
 Страница 15
 Страница 16
 Страница 17
 Страница 18
 Страница 19
 Страница 20
 Страница 21
 Страница 22
 Страница 23
 Страница 24
 Страница 25
 Страница 26
 Страница 27
 Страница 28
 Страница 29
 Страница 30










   

Настойчивая рельефность в изображении неба на картинах П.Боннара практически вытесняет предметы, находящиеся на земле. В работах художника всегда присутствует загадка, и он сам помогает ее разрешить («Букет мимоз», ок.1941; «Ателье мимоз», 1939-1946 - обе в частных собраниях). Так, отличить море от неба в картинах «Средиземное море» (Национальный музей современного искусства, Париж) и «Грозовое небо над Каннами» (частное собрание) помогает облако.
Незадолго до смерти живописная манера П.Боннара опять меняется, что находит выражение в картине «Сад» (ок.1937, Музей Пти Пале, Париж). В изображении зелени старых запущенных деревьев художник использует только чистые цвета, сводя все богатство оттенков к основным соотношениям. В композиции чувствуется стремление к симметрии и подчинению форм определенному ритму и порядку.
Цветовая гамма картины «Сад» сведена к преобладанию различных желтых оттенков. В целом же манера письма напоминает технику средневекового ковра.

БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович (1870-1905) - один из крупнейших русских художников, живописец и график. Учился в студии Саратовского общества изящных искусств, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-1891 и 1893-1895), в Петербурге в Академии художеств у П.П.Чистякова (1891-1893) и в студии Ф.Кормона в Париже.
Находясь в Париже, художник знакомится с творчеством импрессионистов, работами Ван Гога, А.Матисса, П.Гогена, участников группы «Наби», сыгравших решающую роль в формировании его живописной манеры.
В начале 1890-х гг. В.Э.Борисов-Мусатов создает свои первые серьезные работы - пленэрные этюды в духе В.А.Серова и К.А.Коровина, отличающиеся простотой, свежестью и тонким поэтическим чувством. Эти работы явились первым шагом на пути к импрессионистическому восприятию природы. Его палитра постепенно высветляется, краски становятся ярче и приобретают особое чистое звучание. В полной мере проявляется исключительный дар декоративного видения мира, нашедший воплощение в виртуозной передаче световоздушной среды и изысканной цветовой гамме (этюд «Маки в саду», 1894, Русский музей, Санкт-Петербург; «Майские цветы», 1894, Третьяковская галерея, Москва).
Особое место в творчестве Борисова-Мусатова занимают этюды к картине «Maternite», написанные им летом 1897г. после возвращения из Парижа. На основе этих импрессионистических студий художник попытался создать мир идеальной природы, сделав главным своим натурщиком солнце.
Сохраняя богатство красок, он стремится к уравновешенным и монументальным формам, создающим атмосферу гармонии, спокойствия и безмятежности.
В конце 1890-х гг. художника охватывает «ностальгия конца века», которую пережили многие русские и зарубежные художники, писатели, поэты и музыканты. Желание вырваться из затхлого мира пошлости приводит Борисова-Мусатова к созданию совершенно особого живописного мира, сочетающего в себе реальные и вымышленные образы. С этой точки зрения «Автопортрет с сестрой» (1898, Русский музей, Санкт-Петербург) является программным произведением, в котором художник впервые соединяет две тенденции: передачу портретного сходства и материальности предметов, с одной стороны, и воплощение с помощью условно-декоративных форм придуманного мира поэзии - с другой. Чистая и прозрачная грустная мелодия этой картины и следующего за ней «Осеннего мотива» (1899, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева) станет лейтмотивом всего творчества В.Э.Борисова-Мусатова.
На его полотнах запечатлены элегические воспоминания об ушедшем, но не о какой-либо конкретной эпохе, а о выдуманном прекрасном прошлом, дающем простор творческой фантазии (этюд «Две дамы», 1899-1900, Русский музей, Санкт-Петербург; «Осенний мотив», 1901, Киевский музей русского искусства; «Гобелен», 1901; «Изумрудное ожерелье», 1903-1904; «Реквием», 1905 - все в Третьяковской галерее, Москва).
Художник отказывается от техники масляной живописи и начинает работать темперой, матовая поверхность которой наиболее соответствует общему строю декоративных композиций («За вышиванием», 1901; «На террасе», 1903; «Прогулка на закате», 1903 - все в Русском музее, Санкт-Петербург).
Раздельные импрессионистические мазки укрупняются, приобретая тем самым ритмическую выразительность, и в сочетании с плетением незакрашенного холста образуют на его поверхности необычайно интересную и богатую фактуру («В парке», 1901-1903, Государственный художественный музей Белоруссии, Минск; «Призраки», 1903; «Женщина в желтой шали», 1904 - обе в Третьяковской галерее, Москва).
В 1902г. Борисов-Мусатов создает главную свою картину «Водоем» (1902, Третьяковская галерея, Москва), наполненную щемяще звучащим лирическим чувством, монументально-декоративную и поэтически-реальную одновременно.
Вершины своего пейзажного искусства В.Э.Борисов-Мусатов достигает в последние месяцы своей жизни. В акварели «На балконе. Таруса», в пастелях «Куст орешника», «Осенняя песня» (1905, все в Третьяковской, галерее, Москва) природа словно растворяется в благоговейном чувстве художника.
Простые по композиции, с четко выраженными линейными и красочными ритмами, заполненные прозрачной голубизной и бледным золотом осени, эти картины являются образцами особого вида пейзажа, открытого Борисовым-Мусатовым, - декоративного пленэра.

BAH ГОГ Винсент (1853-1890) - голландский живописец, рисовальщик, офортист и литограф, один из крупнейших представителей постимпрессионизма. Родился в небольшой северобрабантской деревне в семье священника. В 16 лет становится продавцом картин в салонах фирмы Гупиль, но в 23 года, охваченный мечтой помочь самым обездоленным, он, подобно своему отцу, решает стать проповедником Библии и уезжает на юг Бельгии в шахтерский поселок Боринаж. Но, столкнувшись с беспросветной нищетой и полным безразличием церковных властей, навсегда порывает с официальной религией.
Именно в Боринаже он впервые осознает себя сложившимся художником и принимает на себя новую миссию служения обществу посредством своего искусства. Судьбе было угодно, чтобы последнее десятилетие своей жизни В.Ван Гог провел с ощущением радости от своего творчества, ведя полуголодное существование на деньги своего брата Тео, единственного человека, который поддерживал его до самого конца.

следующая страница...


Галереи Куинджи: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - English Version (Англ.версия)


    www.kuinje.ru, 2007-14. Все права защищены. Для контактов - arhip(a)kuinje.ru    
    Сайт рекомендован к просмотру Домом-музеем А.И.Куинджи в Санкт-Петербурге    

  Rambler's Top100