Архип Куинджи и европейские импрессионисты XIX века
ДЕЛАКРУА Фердинан Виктор Эжен (1798-1863) - французский живописец и график, глава романтизма во французской живописи, колористические искания которого оказали большое влияние на формирование импрессионистического направления.
С 1816 по 1822 гг. учился в мастерской классициста П.Н.Герена в Париже.
Изучал живопись старых мастеров в Лувре, увлекался английской живописью, особенно творчеством Дж.Констебла, большое влияние на него оказало искусство Т.Жерико. В 1825г. посетил Англию, затем Алжир, Марокко, Испанию и Бельгию.
Первая самостоятельная работа Э.Делакруа «Данте и Вергилий» («Ладья Данте», 1822, Лувр, Париж), написанная на сюжет «Божественной комедии», принесла ему широкую известность и заставила заговорить о рождении нового художника-романтика. Мощное эмоциональное воздействие этого полотна в первую очередь объяснялось нетрадиционным использованием цвета. В отличие от классицистов, отводящих ему второстепенное по сравнению с рисунком место, Э.Делакруа считает цвет важнейшим элементом живописи. Цветовое звучание «Данте и Вергилия» усиливается использованием контрастных тонов: яркие пятна красного и синего в изображении одежды и светлых оттенков обнаженных тел резко выделяются на зеленовато-синем и коричневом фоне.
Той же страстностью, напряженным драматизмом и протестом против всякого насилия отмечены более поздние работы, такие как «Резня на Хиосе» (1824, Лувр, Париж) и «Греция на развалинах Миссолонги» (1827, Музей, Бордо), представляющие собой отклик художника на события героической борьбы Греции против турецкого нашествия.
Во время пребывания в Англии (1825) Э.Делакруа знакомится с ее литературой, живописью и театром, большое впечатление на него производит творчество Дж.Констебла, Дж.Байрона и У.Шекспира. Впечатления от этого путешествия вылились в целый ряд картин, при написании которых он использовал новые живописные методы, заимствованные им у английских мастеров («Тассо в доме умалишенных», 1825, Собрание Уоллес, Лондон; «Казнь дожа Марино Фальеро», 1826, Собрание Уоллес, Лондон; «Смерть Сарданапала», 1827, Лувр, Париж).
Влияние Дж.Констебла, в частности, проявилось у Делакруа в более светлом колорите, который стал теперь ведущим в его искусстве.
Только одна картина художника была написана непосредственно после современных ему событий - революции 1830г. Она стала самым значительным и самым известным его произведением - «28 июля 1830 года» («Свобода на баррикадах», 1830, Лувр, Париж). Ее романтическая революционная символика, выраженная аллегорической фигурой Свободы с развевающимся национальным знаменем в руке, открыто призывала к борьбе и вселяла уверенность в неизбежной победе. Экспрессия и динамическая пластика полотна достигаются за счет использования лаконичных художественных приемов: композиция не перегружена изображением человеческих фигур, напряженная энергетика цветовой гаммы создается ударами красного и синего тонов.
Работы, созданные художником после его путешествия по Северной Африке, интересны не только своей красочностью и экзотикой, но и той точностью, с которой Э. Делакруа воспроизводит своеобразие местного колорита, быта, традиций и черты характера своих персонажей («Алжирские женщины в своих покоях», 1834; «Еврейская свадьба в Марокко», ок.1841 - обе в Лувре, Париж; «Арабские комедианты», 1848, Музей изящных искусств, Тур; «Львиная охота в Марокко», 1854, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Многогранное дарование Э.Делакруа проявилось в различных жанрах: исторической живописи («Битва при Пуатье»; «Битва при Нанси», 1831; «Битва при Тайбурге», 1837; «Взятие крестоносцами Константинополя», 1841 - все в Лувре, Париж; «Битва св. Георгия с драконом», ок. 1854, Музей изящных искусств, Гренобль), монументальной декоративной росписи (потолок Тронного зала Палаты Депутатов, 1833-1837; библиотека Палаты Депутатов, 1838-1847; библиотека Люксембургского дворца, 1845; роспись «Оплакивание Христа» в церкви Сен-Дени дю Сен Сакреман, 1843), портрете (портреты Ф.Шопена, Ж.Санд, Н.Паганини, автопортрет 1832г.), натюрморте («Большой охотничий натюрморт», 1826), пейзаже, в изображениях интерьеров и животных.
Э.Делакруа вошел в историю мирового искусства как один из величайших мастеров цвета, он первым из художников выдвинул проблему цвета и научно обосновал ее. На протяжении всего своего творчества он интересовался проблемой гармонического сочетания красок, применения цветовых контрастов и дополнительных цветов.
Его достижения в этой области были восприняты и развиты в творчестве импрессионистов.
ДЕЛОНЕ Робер Виктор Феликс (1885-1941) - французский постимпрессионист, один из основоположников абстракционизма.
Специального художественного образования не получил. В ранний период своего творчества пишет картины, отмеченные влиянием П.Гогена, П.Сезанна и Ж.Сера. В 1908г. начинается увлечение Р.Делоне кубизмом, он входит в состав кубистической группировки «Золотое сечение» и пишет несколько серий городских пейзажей («Город», «Сен-Северен», «Эйфелева башня», «Башни Лана»), представляющих собой экспрессивные динамические композиции, составленные из кубистически расчлененных форм («Город №2», 1910, Национальный музей современного искусства, Париж; «Башня», 1910; «Красная Эйфелева башня», 1911-1912 - обе в Музее Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк).
В 1911г. Р.Делоне принимает участие в выставке «Синего всадника» в Мюнхене, а в следующем году порывает с кубизмом и обращается к беспредметной живописи. Он творчески переосмысливает достижения импрессионистов, фовистов, кубистов, неоимпрессионистов и вырабатывает собственный стиль, в основе которого лежит изображение форм, создающих иллюзию некоего движения, роста «цветовой конструкции», состоящей из простых геометрических фигур, как правило, кругов, окрашенных в семь основных цветов по системе Э.Шеврёйля. Р.Делоне называет свои конструкции «симультанными», то есть основанными на одновременном цветовом контрасте. Он создает несколько серий композиций («Окна», 1912; «Диски», 1912-1913; «Круговые формы», 1912-1913). Некоторые из них состоят из призматических форм, в гранях которых мерцают отражения невидимых предметов, в других контрастные цвета создают оптическую иллюзию движения («Солнце №2», 1912-1913, Национальный музей современного искусства, Париж),
а в композициях, посвященных авиации, отвлеченные формы даны в сочетании с отдельными фигуративными деталями («Команда из Кардифа», 1912-1913, Городской музей Ван Аббе, Эйндховен). Свои работы Делоне называл «чисто пластическими конструкциями», лишенными какого-либо психологического или метафизического смысла. 1914-1920гг. Р.Делоне провел в Португалии и Испании, сотрудничая с балетной труппой С.П.Дягилева. В 1921г. вернулся в Париж и сблизился с дадаистами. В 1920-1930-х гг. наряду с абстрактными композициями (серии о спорте, «Эйфелева башня», «Цветные ритмы», «Бесконечные ритмы»), в основе которых лежали вращающиеся радужные окружности разных размеров («Ритм, радость жизни», 1930, Национальный музей современного искусства, Париж; «Ритм II», 1938, частное собрание), писал реалистические портреты своих друзей: Л.Арагона, В.Маяковского, А.Бретона, Т.Тцара и др.
следующая страница...
|