Архип Куинджи и европейские импрессионисты XIX века
МАТИСС Анри Эмиль Бенуа (1869-1954) - один из выдающихся французских живописцев, рисовальщик, скульптор, декоратор.
Родился в семье хлеботорговца. Получив диплом юриста, работает адвокатом (1889-1891). В 1891г. приезжает в Париж и приступает к систематическим занятиям живописью сначала в академии Жюлиана, а затем в Школе декоративных искусств (1892) и в Школе изящных искусств в мастерской Г.Моро (1893-1899). Совершенствует свое мастерство, копируя в Лувре работы старых мастеров. После знакомства с творчеством импрессионистов, постимпрессионистов и английского живописца Дж.Тернера А.Матисс начинает использовать более насыщенные краски,
отдавая предпочтение светлым цветам («Булонский лес», ок.1902, ГМИИ, Москва; «Люксембургский сад», ок.1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Большое влияние на него оказало искусство П.Сезанна («Обнаженная натура. Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Встреча с П.Синьяком в 1904г. привела к созданию нескольких работ в дивизионистической манере («Роскошь, покой и наслаждение», 1904, Национальный музей современного искусства, Париж).
Начало 1900-х гг. в творчестве А.Матисса отмечено созданием своего оригинального стиля, в становлении которого немалую роль сыграло изучение восточного искусства. Одним из основных мотивов его картин становится изображение восточных ковров, ваз, танцовщиц в восточных одеждах. А.Матисс добивается гармоничной уравновешенности цвета и рисунка; линии четко очерченного контура, заключающие красочные плоскости звучных цветовых оттенков, образуют прихотливо извивающиеся ритмичные узоры. Чистыми цветами и четкими линиями он рисует фигуры и предметы, лишенные объема, тяжести и вещественности («Статуэтка и вазы на восточном ковре», 1908, ГМИИ, Москва; «Красная комната», 1908; «Голубая скатерть», 1909; панно «Танец» и «Музыка» для московского особняка С.И.Щукина, 1910 - все в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Поездки в Испанию, а особенно в Марокко и Танжер обогатили живопись А.Матисса национальными мотивами, новыми пространственными решениями и включением в декоративный строй его полотен яркой экзотической натуры («Испанский натюрморт», 1911, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Госпожа Матисс в манильской шали», 1911, Художественный музей, Базель; трехчастная сюита: «Вид из окна. Танжер», «Зора на террасе», «Вход в казба», 1912, ГМИИ, Москва).
Тяжело переживает художник первую мировую войну. Его глубокая эмоциональная подавленность выразилась в сумрачных, суровых полотнах, отмеченных темной глухой палитрой и почти геометрическими формами («Вид на Нотр-Дам», 1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Балконная дверь в Коллиуре», 1914, Национальный музей современного искусства, Париж).
После войны (с 1918) большую часть времени А.Матисс проводит в Ницце, и на его полотна возвращается радость жизни, воплощенная в залитых солнцем интерьерах, роскошных букетах и экзотических узорах. В 1920-х гг. он создает серию картин с изображением «одалисок» - обнаженных или одетых в восточные одежды женских фигур на фоне красочных ковров, занавесей, накидок с причудливым орнаментом («Одалиска в красных шароварах», 1924-1925, Музей Оранжери, Париж; «Одалиски», 1928, Музей современного искусства, Стокгольм).
В 1930-х гг. в творчестве А.Матисса наблюдается интерес к рисунку пером, офорту, литографии. В связи с этим в его живописи усиливается графическое начало: фигуры очерчиваются гибкими, скользящими линиями, фактура приобретает легкость, почти воздушность.
Для выполнения узора художник пользуется короткими штрихами, процарапывая их иногда в красочном слое («Розовая обнаженная», 1935, Музей искусств, Балтимор; «Дама в синем», 1937, частное собрание, Филадельфия; «Румынская блуза», 1940, Национальный музей современного искусства, Париж).
В 1940-х гг. А.Матисс создает ряд картин, представляющих интерьеры с букетами и фруктами на столах, с раскрытыми окнами, через которые открывается вид в сад («Красный интерьер, натюрморт на голубом столе», 1947, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф; «Египетская занавесь», 1948, частное собрание, Вашингтон). Картины с изображениями женщин приобретают большую интимность, они словно напоены светом, который пронизывает фигуры и предметы, насыщая собой цвета и оттенки («Две девушки. Коралловый фон, голубой сад», 1947, частное собрание; «Молчание в домах», 1947, частное собрание).
МОДИЛЬЯНИ Амедео (1884-1920) - выдающийся французский живописец итальянского происхождения, график и скульптор.
Учился в Ливорно в художественной школе у Г.Микеле (1899-1901), в Школе изящных искусств во Флоренции (1902) и Венеции (1903).
С 1906 г. жил и работал в Париже.
В ранний период творчества Модильяни писал картины, близкие работам П.Сезанна, А. де Тулуз-Лотрека и фовистов («Еврейка», 1908, частное собрание, Париж; «Виолончелист», 1909, частное собрание, Париж), и занимался скульптурой.
В 1914-1916 гг. А.Модильяни работал над созданием целого ряда портретов, изображающих людей искусства, представителей мира богемы, ярких типов монмартрского и монпарнасского простонародья.
Работая в экспрессивной манере, художник сумел мастерски воспроизвести индивидуальные особенности своих моделей («Диего Ривера», 1914, Художественный музей, Сан Паулу; «Пабло Пикассо», 1915, частное собрание, Женева; «Фрэнк Бюрти Хэвилэнд», собрание Дж.Маттиоли, Милан), доводя временами остроту их социальной характеристики до гротеска («Госпожа Помпадур», 1915, Художественный институт, Чикаго; «Супружеская пара», 1915-1916, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Во второй половине 1910-х гг. начинают формироваться характерные черты «модильяниевского» портрета, что связано, в первую очередь, с отходом художника от свободной живописности и увлечением линейной стилизацией. Фигуры на его полотнах приобретают вытянутые формы, очерченные плавно изогнутым контуром, колорит становится более сдержанным, включая в основном сочетания охристых, черных и серых тонов, разбавленные небольшим количеством голубого и зеленого («Жак Липшиц и его жена», 1916-1917, Художественный институт, Чикаго; «Жак Кокто», 1917, частное собрание; «Хайм Сутин», 1917, Национальная галерея, Вашингтон). Своеобразной визитной карточкой портретов А. Модильяни становятся миндалевидные глаза, залитые голубым или черным цветом,
неуловимый и глубокий взгляд которых говорит о богатой и скрытой от посторонних внутренней жизни их обладателя («Дама с черным галстуком», 1917, частное собрание, Париж; «Женский портрет», ок.1918, Городской музей современного искусства, Париж; «Молодая служанка», ок.1919, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало). Трепетным отношением к модели, смешанным с небольшой долей грусти, веет от детских портретов Модильяни («Девочка с косичками», 1917, Галерея Перлз, Нью-Йорк; «Девочка в голубом», 1918, частное собрание, Париж).
следующая страница...
|