Архип Куинджи и европейские импрессионисты XIX века
Работы 1930-х гг. несут на себе отпечаток трагизма, вызванного событиями европейской истории и неприятностями в личной жизни художника. П.Пикассо сосредоточивает свое внимание на драматических, порой даже жестоких сценах корриды («Коррида. Смерть тореро», 1933, Музей Пикассо, Париж; «Коррида», 1934, частное собрание), на воплощении темных сил природы (офорты «Минотавромахия», 1935, Музей Пикассо, Париж). Те же трагические нотки звучат и в портретах, чему во многом способствует прием совмещения фаса и профиля, создающий ощущение постоянно меняющегося ракурса («Сон», 1932, частное собрание, Нью-Йорк; «Девушка перед зеркалом», 1932, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Дона Маар», 1937; «Мари Терез Вальтер», 1937 - обе в Музее Пикассо, Париж; «Майя с лодкой», 1938, собрание Анжелы Розенгарт, Люцерн).
В портрете дочери Майи левый глаз изображен спереди, правый глаз и нос - сбоку, рот - одновременно и спереди, и сбоку; Пикассо свободно обращается с пространством, совмещая в одну плоскость стену и ковер, на фоне которых изображена дочь. На этой картине художник пытался передать состояние ребенка во время игры, когда он ощущает себе и моряком, и управляемой им лодкой. Обращаясь к обнаженной натуре, П.Пикассо представляет два противоположных типа женщин: трагический (Дона Ma-ар) и спокойно-безмятежный (Мари Терез Вальтер). Большая часть работ этого периода написана на одну и ту же тему, на них представлены одни и те же герои, но отношения между персонажами постоянно меняются, создавая запутанные, непонятные для зрителя ситуации.
П.Пикассо был одним из первых художников, кто откликнулся на события 1937 г. в Испании. Он создает серии офортов «Мечты и ложь Франко» (1937) и большое панно для испанского павильона Всемирной выставки «Разрушение Герники» (1937, Центр искусств королевы Софии, Мадрид), в котором немецкая бомбардировка мирного испанского го рода, пропущенная через личное восприятие художника, предстает как апокалипсическая картина всеобщего разрушения и гибели. Сложная система образов, многообразные приемы смещения и деформации, предельная субъективность способа выражения лишают произведение конкретной историчности. Но в нем есть внутренняя трагическая напряженность, щемящее чувство грозного и отвратительного хаоса разрушения, надвигающегося на человечество, воплотившееся в образах матери с ребенком,
плачущей женщины, девушки со свечой, поверженного воина и др. Созданию «Герники» предшествовала большая и кропотливая работа: отдельные мотивы ее композиции тщательно прорабатывались в рисунках и небольших картинах, самой выразительной среди которых является «Плачущая женщина» (1937, Галерея Тейт, Лондон).
Во время второй мировой войны П.Пикассо находится в оккупированном Париже, где принимает участие в движении Сопротивления и продолжает работать, создавая полотна с изображением сцен насилия и образов, несущих смерть и разрушение («Кошка с птицей», 1939, Музей Пикассо, Париж; «Натюрморт с головой быка», 1939, Музей искусств, Кливленд; «Натюрморт с бычьим черепом», 1942, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф; «Бойня», 1944-1945, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
В 1944г. П.Пикассо становится членом коммунистической партии, является активным участником Движения сторонников мира, а в его творчестве начинает четко прослеживаться тенденция к передаче прогрессивных идей современности. Художник ищет символы, выражающие положительные идеи и надежды человечества («Убийство в Корее», 1951, Музей Пикассо, Париж; панно «Война» и «Мир», 1952-1956, Храм мира, Валорис).
В конце 1940-х гг. П.Пикассо переезжает в окрестности Канн на юге Франции. С 1961г. он живет и работает в особняке Нотр-Дам-де-Ви в Мужене. Поздние его работы отличаются необыкновенным разнообразием и трудно поддаются классификации. Здесь и импровизации на темы классических композиций («Алжирские женщины», 1954-1955, по Э.Делакруа; «Менины», 1957, по Д.Веласкесу; «Завтрак на траве», 1959-1961, по Э.Мане; «Похищение сабинянок», 1961-1962, по Ж.Л.Давиду; «Турецкая баня», 1968, по Ж.О.Д.Энгру), и серии работ («Жаклин в профиль», 1959; «Художник и модель», 1963-1965; «Художник», 1964; «Мушкетер с трубкой», 1968), и интерьеры, пейзажи, портреты,
совмещенные с фантазией на театральные и литературные темы («Весна», 1956, Национальный музей современного искусства, Париж; «Мастерская в «Калифорнии»», 1956, Музей Пикассо, Париж; «Бухта в Канне», 1958, Музей Пикассо, Париж; «Утренняя серенада», 1965, Малый дворец, Женева; «Кавалер с трубкой», 1970, Музей Пикассо, Париж).
ПИССАРРО Камиль (1830-1903) - один из крупнейших французских импрессионистов.
Родился на Антильских островах, вскоре его семья переезжает в Париж, где он посещает Школу изящных искусств (1842-1847). Затем возвращается на Антильские острова, работает в Венесуэле с датским художником Мельби. В 1855г. вновь приезжает в Париж и продолжает учебу в академии Сюиса, где знакомится с К.Моне. Много времени проводит в работе на открытом воздухе. Ранний период творчества отмечен сильным влиянием К.Коро и Г.Курбе. В 1860-х гг. его милые, не противоречащие канонам официального искусства пейзажи несколько раз выставлялись в Салонах. Вскоре, преодолев влияние Г.Курбе и выработав свой собственный стиль, Писсарро оказывается в числе отверженных и впадает в глубокую нищету, не имея возможности продать свои картины. В минуты отчаяния пытается навсегда порвать с живописью.
Во время франко-прусской войны К.Писсарро уезжает в Лондон, где вместе с К.Моне пишет с натуры лондонские пейзажи. А в это время его дом в Лувесьенне был захвачен пруссаками и разграблен. Большинство оставшихся там картин было уничтожено: солдаты использовали их в качестве фартуков или стелили в саду под ноги во время дождя.
По возвращении в Париж Писсарро по-прежнему живет в нищете, пришедшая на смену империи республика ничего не изменила в жизни Франции, а печальные события, связанные с войной, конфискацией и Коммуной, лишили буржуа возможности покупать картины. В это время К.Писсарро берет под свое покровительство молодого художника из Эксан-Прованса П.Сезанна, и они вместе работают в Понтуазе. Он делится с молодым художником своим опытом в работе с цветом, который, по мнению К.Писсарро, являлся уникальным изобразительным
средством: с его помощью можно было не только передать материальную сущность предмета, но и его форму. Положенные рядом легкие мазки чистого цвета начинают удивительным образом взаимодействовать друг с другом, рождая вибрирующую тональную гамму, а нанесенные крестообразно параллельными диагоналями, они создают ощущение глубины и придают звучанию картины определенный ритм («Пейзаж в Понтуазе», 1874, Национальный музей, Стокгольм; «Сад и цветущие деревья. Весна», 1877, Музей Орсэ, Париж).
следующая страница...
|