Архип Куинджи и европейские импрессионисты XIX века
А.Цорн был прекрасным портретистом. Для характеристики своих персонажей он использует серебристо-серую гамму, сводя ее порой до простого противопоставления теплых и холодных оттенков. Опираясь на непосредственное впечатление, он с удивительным правдоподобием лепит лицо и руки, не обращая внимания на остальное (портрет французского артиста Коклена, 1889, Собрание Торстена Лаурина, Стокгольм, портрет С.И.Сасонтова, 1896, ГМИИ, Москва). Следуя за Э.Мане и Э.Дега, он часто изображает свои модели в интерьере («А.Пруст», 1888, частное собрание; «Ж.Б.Форе», 1891, Художественная галерея, Карлштадт; «М.Либерман», 1891, Музей Цорна, Мура).
Удивительной жизненной энергией проникнуты портреты простых соотечественников художника («Мона», 1898; «Маргит», 1898 - оба в Музее Цорна, Мура; «Хине Лидере», 1904, Национальный музей, Стокгольм). Некоторые портреты напоминают полотна старых мастеров: Веласкеса, Халса и Рембрандта («Автопортрет в волчьей шубе», 1915, Музей Цорна, Мура).
Работы конца 1890-х-1900-х гг. изысканными сочетаниями черного и белого, а также черного и желтого цветов, изящной выразительностью поз вызывают в памяти картины Сарджента. А их вертикальная удлиненная форма говорит о влиянии салонной живописи конца XIXв. («Миссис Вальтер Бэкон», 1897, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «И.Стюарт-Гарднер», 1894, Музей изящных искусств, Бостон; «Марта Дана», 1899, Музей изящных искусств, Бостон).
ЭДЕЛЬФЕЛЬТ Альберт Густав Аристид (1854-1905) - крупнейший финский живописец, график.
Учился в Рисовальной школе поощрения художников в Гельсингфорсе у Б.Линдхолма и Б.Рейнхолда (1869-1871), в Университете в Хельсинки (1871-1873), в Академии художеств в Антверпене (1872-1874), брал уроки у Ж.Л.Жерома в Париже (1874). Совершал поездки в Италию, Францию, Англию (1878), Испанию (1881), Швецию, Данию и Россию. Писал исторические и тематические картины, портреты, пейзажи, создавал монументальные полотна. Работал пастелью и акварелью.
Огромную роль в творчестве Эдельфельта сыграло его пребывание в Париже, где он начал работать на пленэре. Пейзажи и жанровые картины, написанные в этот период, отличаются свежестью восприятия и светлой цветовой гаммой, основу которой составляют светлые чистые тона, пронизанные ярким солнечным светом.
Легкими экспрессивными мазками он воссоздает красочную и бурлящую жизнь большого города («Парижский пейзаж», 1887; «Париж. В Люксембургском саду», 1887 - обе в Художественном музее Атенеум, Хельсинки).
Работа на открытом воздухе позволила ему отойти от традиционных цветовых сочетаний и значительно расширить диапазон выразительных средств, которые помогли ему по возвращении на родину создать и мягкие лиричные полотна с простым незатейливым сюжетом («Играющие мальчики на берегу», 1884, Художественный музей Атенеум, Хельсинки), и более значительные произведения, занявшие ведущее место в истории финской живописи.
Прекрасными образцами тематической живописи А.Эдельфельта, явившимися претворением его пленэрных достижений, являются картины «Бабы из Руоколахти» (1887, Художественный музей Атенеум, Хельсинки), «Прачки» (1889-1893, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Их отличает светоносная палитра, гармоничное сочетание традиционно любимых финским народом цветов, обилие белого цвета, богато рефлексирующего многочисленными цветовыми оттенками.
Портретные работы А.Эдельфельта неоднородны по степени отображения внутреннего мира модели. В одних на первый план выступают внешняя привлекательность образа, красота одежды, живописная виртуозность и цветовая изысканность (портрет В.И.Мятлевой, урожден ной Бибиковой, 1882, ГМИИ, Москва; портрет певицы Айно Акте, 1901, Художественный музей Атенеум, Хельсинки), в других, более глубоких, подчеркнуто желание художника заглянуть
в глубину образа, раскрыть его внутреннее содержание (портрет Л.Пастера, 1885, Художественный музей Атенеум, Хельсинки; портрет Софии Манзе, 1880, Художественный фонд Сигне и Ане Юлленбергов, Хельсинки; портрет матери, 1883, Художественный музей Атенеум, Хельсинки).
Поздние пленэрные пейзажи, на которых изображены поросшие соснами склоны горы Наминмяги в закатных лучах солнца, тихие улочки Порвоо, отмечены удивительным лиризмом и тонко передают настроение автора («Вид на Порвоо с горы Наминмяги, 1898, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Вид Порвоо», 1902, Художественный музей Атенеум, Хельсинки).
ЮОН Константин Федорович (1875-1958) - русский живописец, график и театральный художник.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К.А.Савицкого, А.Е.Архипова, Н.А.Касаткина, В.А.Серова (1892-1898). Писал пейзажи, жанровые картины и портреты. В своем творчестве удачно сочетал традиции русского реализма XIX в. и некоторые черты импрессионистического метода, который нашел у него преимущественно декоративное претворение («Голубой куст», 1907, Третьяковская галерея, Москва).
Будучи учеником В.А.Серова, он унаследовал от него любовь к русской природе и народной жизни, в которых всегда подчеркивал красоту и естественность старинного уклада и обычаев. Их следы он находил и в современной жизни: на московских окраинах, в суматохе повседневной жизни, в народных традициях и обрядах («Троице-Сергиева лавра», 1910, Русский музей, Санкт-Петербург; «Пляска свах», 1912, частное собрание, Чехословакия). Жизнерадостная и праздничная живопись
К.Ф.Юона воспевала красоту провинциальных русских городов, старых окраин, древней русской архитектуры, выдвигая на передний план их самобытный национальный характер («Купола и ласточки», 1921; «Варварские ворота», 1944 - обе в Третьяковской галерее, Москва; «Загорск. Базарная площадь», 1943, Собрание О.И.Юона, Москва).
Тем же радостным и праздничным мироощущением отмечены и декоративные пейзажи К.Ф.Юона, и жанровые картины. С большим чувством он изображает яркое мартовское солнце, выступающее у него символом пробуждающейся жизни, искрящийся снежный наст, времена года, имеющие свою особую цветовую гамму («К Троице», 1903; «Мартовское солнце», 1915; «Конец зимы. Полдень», 1929; «Русская зима. Лигачево», 1947; «Раскрытое окно», 1947; «Августовский вечер», 1948 - все в Третьяковской галерее, Москва).
первая страница...
|