Архип Куинджи и европейские импрессионисты XIX века
Теперь, когда влияние европейских импрессионистов на Куинджи неоспоримо, можно чуть ближе познакомиться с ними, дабы воочию увидеть тех,
кто бросил живительные зерна солнца и воздуха на почву русского импрессионизма:
БЕРНАР Эмиль (1868-1941) - французский живописец, график, теоретик искусства.
Учился в академии Ф.Кормона в Париже (1864-1866), где познакомился с А. де Тулуз-Лотреком, В.Ван Гогом, П.Сезанном и Л.Анкетеном. С большим интересом изучал японское искусство. В 1886 г. экспериментировал в области пуантилистской техники. В 1888г. в Понт-Авене познакомился с Гогеном и, увлеченный идеей о создании обобщенной формы, выдвинул теорию синтетизма.
Работал в технике клуазонизма, создавая изображение при помощи заключенных в четкий контур цветовых пятен («Ле Пульдю», 1886), от которой постепенно перешел к лепке объемов цветом. Намеренное упрощение формы служило художнику для более полного раскрытия сути изображаемого («Глиняный кувшин и яблоки», 1887, Музей Орсэ, Париж; «Бретонки в поле», 1888; «Натюрморт с кофейником», 1888 - обе в частных собраниях, Париж; «Мадлен в лесу любви», 1888; «Бретонки под зонтиками», 1892 - обе в Музее Орсэ, Париж). Больше всего Бернару удавались работы, построенные на чисто графической выразительности пятен и линий («Мост в Аньере», 1887, частное собрание, Париж).
БОНИНГТОН Ричарде Парк (1802-1828) - английский живописец и график, представитель романтизма, один из предшественников импрессионизма.
Учился в Кале у Л.Франсиа, затем в Париже в Школе изящных искусств у А.Гро (1820). В 1824г. впервые посетил Италию и познакомился с Дж.Констеблом, который оказал на него сильное влияние. Пользовался большой популярностью у себя на родине, а в среде французских художников считался представителем так называемой английской манеры, сочетавшим в своем творчестве черты французского и английского романтизма. Писал в основном пейзажи и исторические картины. Внес большой вклад в развитие пейзажного жанра как в Англии, так и во Франции.
Пейзажи Р.Бонингтона, написанные в свободной широкой манере, отличает прозрачная воздушность пространства и особый светоносный колорит («Водные партеры в Версале», 1826, Лувр, Париж; «Площадь Сан Марко, Венеция», ок.1827, Собрание Уоллес, Лондон). Они завораживают своей непосредственностью в передаче впечатления, почти физическим ощущением вибрирующей атмосферы и чистотой цветовой гаммы. Особое место среди пейзажных работ занимают полные лиризма полотна, изображающие побережье Нормандии («Собор и порт Руана», ок.1821, Британский музей, Лондон; «Берег в Нормандии»,
ок.1824, Лувр, Париж; «Вид на берегу Нормандии», 1824, частное собрание, Великобритания; «Лодки у берегов Нормандии», ок.1825, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Сцена на Нормандском побережье», ок.1826, Собрание лорда Ферхейвена, Аббатство Энглси).
Знакомство и совместная работа в мастерской с Э.Делакруа значительно обогатили творчество Р.Бонингтона: в его работах появляются восточные и средневековые европейские мотивы, в исторических композициях обилие деталей подчеркивает правдивость происходящего («Генрих III и английский посол», 1827-1828, Собрание Уоллес, Лондон). Р.Бонингтон был непревзойденным мастером наброска, в котором блестяще передавал изменчивость и мимолетность природных состояний, чем предвосхитил будущие пленэрные достижения импрессионистов.
БОННАР Пьер (1867-1947) - французский живописец, рисовальщик, литограф, один из основателей группы «Наби».
Получил хорошее образование, вопреки воле родителей не стал юристом, а начал заниматься живописью. Учился в академии Жюлиана, где в 1888г. познакомился с М.Дени, Э.Вюйаром, П.Рансоном и П.Серюзье, будущими участниками группы «Наби». Увлекался японской гравюрой, из современного искусства - работами П.Гогена, П.Сезанна, Э.Дега, А. де Тулуз-Лотрека, среди живописных средств на первое место ставил яркий выразительный цвет.
Творчество П.Боннара можно разделить на два периода: в первый (до 1920-х гг.) он пробовал себя в различных жанрах изобразительного искусства (афиша, литография, иллюстрация, театральное и декоративное искусство, керамика), а во второй выступает как крупнейший мастер пейзажа.
П.Боннара иногда называют последним французским импрессионистом, хотя сам он считал, что это не совсем так. Главное, в чем он был не согласен с импрессионистами, - это слишком натуралистическая, по его мнению, передача света и небрежность композиции.
Основными мотивами творчества П.Боннара были поэтичные и чувственные виды природы («Начало весны», 1903-1904; «Ранняя весна», 1909; «Осень», 1912 - все в Эрмитаже, Санкт-Петербург), обнаженные женские тела, словно тающие в пространстве («Обнаженная в ванне», 1937, Музей Пти Пале, Париж), шумные или, наоборот, тихие и уютные парижские улицы («Уголок Парижа», 1905; «Вечер в Париже», 1911; «Утро в Париже», 1911 - все в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Он очень любил рисовать детей, равное положение с которыми на его полотнах занимали кошки и собаки. В натюрмортах рядом с предметами, близкими и осязаемыми, как бы случайно возникают человеческие фигуры («Зеркало над умывальником», 1908, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Столовая», 1934, Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк). Палитра художника изобилует различными оттенками серого, сизого и голубого.
После поездки П.Боннара на юг в 1916г. художественная манера резко меняется, приобретая удивительную силу. Это находит выражение в использовании более насыщенных цветов и энергичных мощных мазков. Основным жанром в его творчестве становится пейзаж («Лазурный берег», 1923, Собрание Филипс, Вашингтон), а характерными чертами его произведений - фрагментарность композиции - предметы представлены в таком виде, что они не умещаются целиком в картине, - зыбкость контуров, плывущая фактура, скульптурность формы и роскошный (однако не кричащий) насыщенный колорит («У Средиземного моря», триптих, 1911, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Как правило, море у П.Боннара синее, горы бледно-голубые, но при описании растительности он пользуется самыми разнообразными оттенками, допуская даже отклонения от естественных цветов («Пейзаж в Дофине», ок.1905, Эрмитаж, Санкт-Петербург). При этом он использует промежуточные тона, смешивая краски прямо на холсте.
следующая страница...
|