На первую страницу
   
На главную

Биография    
Живопись
Фото архив    

Жизнь Куинджи
Смерть Куинджи

"Лунная ночь"

Воспоминания
К 150-летию    
Статьи    

Импрессионизм

Куинджи в
Петербурге


Арт-словарь
Хронология    
История
Музеи        

English    

Гостевая
Ссылки

Архип Куинджи
Архип Куинджи
1870 год


      
       

Архип Куинджи и европейские импрессионисты XIX века                        

  
   

 Импрессионизм:

 Страница 1
 Страница 2
 Страница 3
 Страница 4
 Страница 5
 Страница 6
 Страница 7
 Страница 8
 Страница 9
 Страница 10
 Страница 11
 Страница 12
 Страница 13
 Страница 14
 Страница 15
 Страница 16
 Страница 17
 Страница 18
 Страница 19
 Страница 20
 Страница 21
 Страница 22
 Страница 23
 Страница 24
 Страница 25
 Страница 26 
 Страница 27
 Страница 28
 Страница 29
 Страница 30










   

Вобрав в себя и творчески переработав опыт мастеров портретного жанра, В.А.Серов создает уникальную галерею образов своих современников. С особой любовью он пишет портреты людей, в которых предстает прекрасная сущность жизни: детей, красивых женщин и подлинных интеллигентов, стремящихся к усовершенствованию мира, - портреты писателей Н.Лескова (1894) и А.Чехова (1901), художников К.А.Коровина (1891) и И.Левитана (1893), певцов А.Мазини (1890) и Ф.Шаляпина (1905, Третьяковская галерея, Москва), актрисы М.Ермоловой (1905). Примером удачного соединения нового мироощущения и традиций может служить восхитительный портрет О.К.Орловой (1911, Русский музей, Санкт-Петербург).
При написании заказных портретов членов царской фамилии, аристократов и видных промышленников В.А.Серов разработал свою систему приемов и средств насыщения изображения ассоциативно-образным смыслом, которая позволяла ему, с одной стороны, создавать красивые и эффектные по художественному решению полотна, а с другой стороны, выражать свое негативное отношение к пошлости, высокомерию или грубому солдафонству, присущим оригиналу. Примером этому может служить портрет великого князя Павла Александровича (1897).
Принципиальная гражданская позиция В.А.Серова нашла свое выражение во время революционных событий 1905г., когда он не только участвовал в сатирических антиправительственных изданиях, но и в знак протеста против расстрелов вышел из состава Академии художеств, возглавляемой главнокомандующим петербургскими войсками. В этот период он создает замечательные произведения «Солдатушки, бравы ребятушки...» (Русский музей, Санкт-Петербург) и «Похороны Баумана».
Размышляя над судьбами своей родины и обладая удивительным чувством исторического стиля, В.А.Серов создает целый ряд выдающихся работ, посвященных эпохе Петра I и его преемников. В конце жизни он обращается к мифологическим сюжетам и с помощью символов и аллегорий пытается воплотить свою мечту о светлом согласии человека и окружающего его мироздания («Похищение Европы», 1910; «Одиссей и Навзикая», 1909-1910 - обе в Третьяковской галерее, Москва).

В период расцвета творческого мастерства основными средствами художественного выражения для Серова стали линии контуров и цветовые силуэты, что заставляет говорить о его близости не к импрессионизму, а к постимпрессионизму с его плоскостным видением мира. Он отказывается от пространственности цвета, используя в основном некоторые оттенки серого, коричневого, черного и белого. Иногда, стремясь преодолеть импрессионистическое непостоянство формы, он обводил глухим черным контуром основные цветовые пятна, как бы останавливая их и придавая им непреходящее значение, прочно связывая их с плоской поверхностью полотна. Серов всегда стремился совместить в своем творчестве непосредственное восприятие натуры с объемно-пространственным решением своих произведений. Пространство в поздних портретах Серова, всегда заключенное между двумя плоскостями, постепенно сужается («Портрет И.А.Морозова», 1910, Третьяковская галерея, Москва).
Зрелые работы В.А.Серова имеют много общего с работами Э.Дега и А. де Тулуз-Лотрека. С Э.Дега его роднит сходное понимание композиционных задач, то же пристрастие к ракурсам, точкам зрения с угла или сверху, иногда умышленная фрагментарность изображения, та же тенденция к обобщению линий контура, напряженно подчеркивающих большие плоскости. В картинах В.А.Серова, написанных в 1905-1910 гг., то же стремление распластать фигуру на фоне-экране, почти совпадающем с плоскостью полотна, что и на полотнах А. де Тулуз-Лотрека. Много общего у В.А.Серова и с синтетистами - последователями П.Гогена, в частности, с группой «Наби».
Многогранный талант художника проявился также в анималистическом жанре, в иллюстрации, в театрально-декоративном искусстве. Огромное значение имела его деятельность в качестве члена, а затем и главы Совета Третьяковской галереи.

СИНЬЯК Поль (1863-1935) - французский живописец, график, теоретик искусства, общественный деятель, один из основоположников неоимпрессионизма. Родился в состоятельной семье владельца магазина. Не получил систематического художественного образования. Творческая манера сформировалась в основном под влиянием творчества импрессионистов, в особенности К.Моне («Предместье Парижа», 1883, Музей Орсэ, Париж; «Сен-Бриак. Крест моряков», 1885, частное собрание, Париж; «Сена в Аньере», 1885, частное собрание, Париж). После знакомства с Ж.Сера с увлечением изучает научные работы Э. Шеврейля, Г.Л.Ф.Гельмгольца и др., посвященные закономерностям взаимоотношений света и цвета. Удостоверившись на практике, что звучание цвета усиливается, если краски не смешивать на палитре, а наносить их на холст мелкими мазками, П.Синьяк начинает писать раздельными точками чистого цвета и становится активным пропагандистом и теоретиком нового художественного метода - дивизионизма, или пуантилизма.
Главное место среди пейзажных работ П.Синьяка занимают марины с изображением средиземноморского побережья Франции.
В 1887 г. он побывал в небольшом южном городке Коллиур и написал там серию работ в новой живописной манере, отмеченных сильным влиянием Ж.Сера («Порт Коллиур», 1887, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Вид Коллиура», 1887, частное собрание, Нью-Йорк). В них художник тонко и удивительно верно передает все особенности средиземноморского освещения, используя для этого причудливую мозаику из мелких мазков синего, фиолетового, зеленого, желтого и красного цветов.
Принимая в целом манеру Ж.Сера, П.Синьяк тем не менее приспосабливает ее к своему видению мира, отказываясь от космического восприятия окружающей природы.
П.Синьяк всегда стоит на земле и отсюда воспринимает все происходящее, поэтому природа на его полотнах более обыденная, а потому более близкая и знакомая («Пинии и паруса», 1896, частное собрание; «Песчаный берег моря», 1890, ГМИИ, Москва; «Лодки на солнце», 1891, частное собрание; «Красный буй», 1895, Музей Орсэ, Париж; «Сен-Тропез» 1897. Музей Аннонсиад, Сен-Тропез; «Порт Роттердама», 1907, Музей Бойманс-ван Бейнинген, Роттердам; «Марсельский порт», 1907, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Сосна в Сен-Тропезе», 1909, ГМИИ, Москва).

Работу в мастерской П.Синьяк предпочитал работе на открытом воздухе, считая, что техника масляной живописи мало подходит для пленэра, поэтому его акварели, выполненные на натуре, темпераментнее и живее его картин.
П.Синьяк очень много путешествовал по Франции, он побывал также в Голландии, Италии, на Корсике, в Константинополе, привозя из своих поездок работы с изображением великолепных пейзажей, увиденных глазами художника, влюбленного в жизнь («Тартаны, разукрашенные флагами», 1893, Городской музей Вупперталь; «Папский дворец в Авиньоне», 1900, Музей Орсэ, Париж; «Константинополь. Ени-Джани», 1909, частное собрание, Брюссель).
С большой охотой и увлечением он писал Париж, его мосты, каналы, набережные - вообще все места, связанные с водой; приближаясь к окраинам, он вводил в пейзаж индустриальные мотивы, изображая заводы и их дымящиеся трубы («Предместье Парижа», 1883, Музей Орсэ, Париж).

следующая страница...


Галереи Куинджи: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - English Version (Англ.версия)


    www.kuinje.ru, 2007-14. Все права защищены. Для контактов - arhip(a)kuinje.ru    
    Сайт рекомендован к просмотру Домом-музеем А.И.Куинджи в Санкт-Петербурге    

  Rambler's Top100