На первую страницу
   
На главную

Биография    
Живопись
Фото архив    

Жизнь Куинджи
Смерть Куинджи

"Лунная ночь"

Воспоминания
К 150-летию    
Статьи    

Импрессионизм

Куинджи в
Петербурге


Арт-словарь
Хронология    
История
Музеи        

English    

Гостевая
Ссылки

Архип Куинджи
Архип Куинджи
1870 год


      
       

Архип Куинджи и европейские импрессионисты XIX века                        

  
   

 Импрессионизм:

 Страница 1
 Страница 2
 Страница 3
 Страница 4
 Страница 5
 Страница 6
 Страница 7
 Страница 8
 Страница 9
 Страница 10
 Страница 11
 Страница 12
 Страница 13
 Страница 14
 Страница 15
 Страница 16
 Страница 17
 Страница 18
 Страница 19
 Страница 20
 Страница 21
 Страница 22
 Страница 23
 Страница 24
 Страница 25
 Страница 26
 Страница 27
 Страница 28
 Страница 29 
 Страница 30










   

Даже то, что он иногда пишет Сену и Большие бульвары, указывает на их общие интересы («Сена в Париже», 1905, частное собрание, Базель; «Сад в Монманьи, 1908, Национальный музей современного искусства, Париж).
В истории живописи имя художника неразрывно связано с Монмартром, с местом, где он родился и которому посвятил большую часть своих произведений. М.Утрилло часто можно было видеть на его улочках, работающим с натуры с куском картона на коленях. Но со временем он все чаще закрывался у себя в доме и писал по памяти, используя иногда дешевые открытки с видами Парижа. При этом он никогда не стремился к достоверности, для него было важно передать свое ощущение Монмартра, образ которого он хранил в своем воображении. Этот воображаемый Монмартр, в отличие от реального, был почти безлюдным, старые с облезлой штукатуркой дома рассказывали свои грустные истории, приглушенные блеклые цвета звучали печально. Линейкой и угольником художник расчерчивал основные линии композиции и только потом приступал к работе с красками.

Особого мастерства добился Утрилло в использовании белого цвета, который отличался у него массой всевозможных оттенков: сине-голубого, зеленоватого, серо-фиолетового, - и подчинял себе все остальные («Тупик Коттен», 1911; «Кабачок «Лапен ажиль», 1911 - обе в Национальном музее современного искусства, Париж; «Площадь Тертр», ок.1911, Галерея Тейт, Лондон; «Белый дом», ок.1912, ГМИИ, Москва). Большое место в творчестве М.Утрилло занимают изображения церквей и соборов («Шартрский собор», 1913, частное собрание; «Реймсский собор», ок.1914, частное собрание; «Церковь Сен-Пьер», ок.1914, частное собрание; «Церковь на окраине», 1917-1918, Национальный музей современного искусства, Париж).

ХОДЛЕР Фердинанд (1853-1918) - швейцарский живописец и график. Учился в Женеве у Б.Менна, в Париже сблизился с символистами. В 1879г. побывал в Испании, где изучал живопись старых мастеров. Писал пейзажи, портреты, картины символического и аллегорического содержания, сцены из жизни простых швейцарцев.
В колорите ранних работ Ф.Ходлера на современные бытовые темы еще сильно влияние традиции («Часовщики в Мадриде», 1879, Художественный музей, Люцерн; «Молитва в Кантоне Берн», 1881, Художественный музей, Берн). Четко очерченный темный контур фигур на реалистических «портретах-типах» свидетельствует о влиянии живописи Г.Гольбейна («Школьник», 1875, Художественный музей, Базель; «Философствующий рабочий», 1884, Музей искусства и истории, Женева; «Утомленные жизнью», 1887, Собрание О.Рейнхарта, Винтертур). Изображая модели, как правило, в интерьере, Ф.Ходлер приближает портретный жанр к бытовым сценам («Сапожник Ф.Нуком», 1878, Собрание О.Рейнхардта, Винтертур; «Мать и дитя», 1888, Германский национальный музей, Нюрнберг).
В середине 1880-х гг. художник резко отходит от современных тем, обращается к символическим и аллегорическим сюжетам. Резко меняется и его живописная манера: основное внимание теперь уделяется цвету и декоративно-плоскостному построению композиции («Ночь», 1890; «Эвритмия», 1895; «День», 1899 - все в Художественном музее, Берн; «Весна», 1901, Музей К. Э.Остхауза, Хаген; «Истина», 1903, Кунстхалле, Цюрих). В это время Ходлер выдвинул теорию параллелизма, по которой ритмические повторения контура в виде почти параллельных линий приводят к идеальной гармонии в изображении формы.
В 1900-1910-х гг. Ф.Ходлер создает целый ряд пейзажей с видами заснеженных альпийских вершин, живописных окрестностей швейцарских озер и бурных потоков горных рек («Эйгре, Менх и Юнгфрау при лунном освещении», 1908, Галерея Мооса, Женева; «Дубы в Штокгорне в Бернском кантоне», ГМИИ, Москва; «Юнгфрау», 1911, Собрание О.Рейнхарта, Винтертур; «Вид на Монблан с Женевского озера», 1918, Музей искусства и истории, Женева). Мощная динамика цвета и выразительный энергичный мазок, используемый при этом художником, предвосхитили появление экспрессионизма. Исследования Ходлера в области оптического смешения цветов и изменения цвета под воздействием света, а также новые приемы плоскостного письма нашли выражение в серии портретов современников, в основе которых лежали большие цветовые плоскости, очерченные темным выразительным контуром («Профессор Г.Сали», 1904, частное собрание, Берн; «Е.Шмидт-Мюллер», 1915, частное собрание, Золотурн; «А.Лашеналь», 1916, Музей искусства и истории, Женева).

ЦОРН Андерс Леонард (1860-1920) - шведский художник, гравер, скульптор. Родился в крестьянской семье. Учился в художественной школе (1875-1877) и Академии художеств в Стокгольме (1877-1881). Кроме Швеции, работал в Англии, Италии, Венгрии, Турции, Северной Африке, Париже, Америке. В ранний период творчества писал акварели, отличающиеся тщательной прорисовкой деталей, острой характеристикой образов и окружающей их обстановки («Хлеб наш насущный», 1886, Национальный музей, Стокгольм). Писать маслом начал в Париже, где находился с 1888 по 1896 г. Здесь в основном сформировалась его творческая манера под влиянием искусства Ж.Бастьен-Лепажа и импрессионистов. В 1889г., находясь под впечатлением от работ О.Ренуара, картиной «Первое купание» (Атенеум, Хельсинки) А.Цорн открывает свою большую серию «Ню», в которой изображает обнаженных женщин в пейзаже или интерьере при различном освещении, передавая пластически весомые формы северной красоты («Купальщица», 1897, ГМИИ, Москва; «Девушки в бане», 1906, Национальный музей, Стокгольм).
В память о пребывании в Париже художник пишет несколько красочных картин, воспроизводящих ощущения человека в беспрестанном движении большого города («В омнибусе», 1890-е, Музей художника, Мура; «Вальс», частное собрание, США). Чувством щемящего одиночества веет от фигурки молодой девушки на фоне мерцающих красок от зеленоватого уличного фонаря и желтой настольной лампы, затерявшейся в небольшом парижском кафе («Ночной эффект», 1895, Кунстхалле, Гамбург).

В 1890-е гг. Цорн создает ряд жанровых картин, написанных в духе немецкого художника М.Либермана и передающих колорит народной жизни («Выпечка хлеба в Муре», 1889, частное собрание, Стокгольм; «Сельский праздник (Танцы в Иванову ночь)», 1890-е, ГМИИ, Москва).
Так же, как импрессионисты, А.Цорн большое внимание уделяет проблеме света и изменению цвета под воздействием световоздушной среды. Но в отличие от них изображаемые А.Цорном предметы никогда не теряют свою материальность и объемность. Главное в его художественной манере - это непосредственное впечатление, которое делает его картины жизнеутверждающими, ликующими и убеждающими («Сидящая девушка», 1902, Национальный музей, Стокгольм).

следующая страница...


Галереи Куинджи: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - English Version (Англ.версия)


    www.kuinje.ru, 2007-14. Все права защищены. Для контактов - arhip(a)kuinje.ru    
    Сайт рекомендован к просмотру Домом-музеем А.И.Куинджи в Санкт-Петербурге    

  Rambler's Top100