Архип Куинджи и европейские импрессионисты XIX века
Даже то, что он иногда пишет Сену и Большие бульвары, указывает на их общие интересы («Сена в Париже», 1905, частное собрание, Базель; «Сад в Монманьи, 1908, Национальный музей современного искусства, Париж).
В истории живописи имя художника неразрывно связано с Монмартром, с местом, где он родился и которому посвятил большую часть своих произведений. М.Утрилло часто можно было видеть на его улочках, работающим с натуры с куском картона на коленях. Но со временем он все чаще закрывался у себя в доме и писал по памяти, используя иногда дешевые открытки с видами Парижа. При этом он никогда не стремился к достоверности, для него было важно передать свое ощущение Монмартра, образ которого он хранил в своем воображении. Этот воображаемый Монмартр, в отличие от реального, был почти безлюдным, старые с облезлой штукатуркой дома рассказывали свои грустные истории, приглушенные блеклые цвета звучали печально. Линейкой и угольником художник расчерчивал основные линии композиции и только потом приступал к работе с красками.
Особого мастерства добился Утрилло в использовании белого цвета, который отличался у него массой всевозможных оттенков: сине-голубого, зеленоватого, серо-фиолетового, - и подчинял себе все остальные («Тупик Коттен», 1911; «Кабачок «Лапен ажиль», 1911 - обе в Национальном музее современного искусства, Париж; «Площадь Тертр», ок.1911, Галерея Тейт, Лондон; «Белый дом», ок.1912, ГМИИ, Москва). Большое место в творчестве М.Утрилло занимают изображения церквей и соборов («Шартрский собор», 1913, частное собрание; «Реймсский собор», ок.1914, частное собрание; «Церковь Сен-Пьер», ок.1914, частное собрание; «Церковь на окраине», 1917-1918, Национальный музей современного искусства, Париж).
ХОДЛЕР Фердинанд (1853-1918) - швейцарский живописец и график.
Учился в Женеве у Б.Менна, в Париже сблизился с символистами. В 1879г. побывал в Испании, где изучал живопись старых мастеров. Писал пейзажи, портреты, картины символического и аллегорического содержания, сцены из жизни простых швейцарцев.
В колорите ранних работ Ф.Ходлера на современные бытовые темы еще сильно влияние традиции («Часовщики в Мадриде», 1879, Художественный музей, Люцерн; «Молитва в Кантоне Берн», 1881, Художественный музей, Берн). Четко очерченный темный контур фигур на реалистических «портретах-типах» свидетельствует о влиянии живописи Г.Гольбейна («Школьник», 1875, Художественный музей, Базель; «Философствующий рабочий», 1884, Музей искусства и истории, Женева; «Утомленные жизнью», 1887, Собрание О.Рейнхарта, Винтертур). Изображая модели, как правило, в интерьере, Ф.Ходлер приближает портретный жанр к бытовым сценам («Сапожник Ф.Нуком», 1878, Собрание О.Рейнхардта, Винтертур; «Мать и дитя», 1888, Германский национальный музей, Нюрнберг).
В середине 1880-х гг. художник резко отходит от современных тем, обращается к символическим и аллегорическим сюжетам. Резко меняется и его живописная манера: основное внимание теперь уделяется цвету и декоративно-плоскостному построению композиции («Ночь», 1890; «Эвритмия», 1895; «День», 1899 - все в Художественном музее, Берн; «Весна», 1901, Музей К. Э.Остхауза, Хаген; «Истина», 1903, Кунстхалле, Цюрих). В это время Ходлер выдвинул теорию параллелизма, по которой ритмические повторения контура в виде почти параллельных линий приводят к идеальной гармонии в изображении формы.
В 1900-1910-х гг. Ф.Ходлер создает целый ряд пейзажей с видами заснеженных альпийских вершин, живописных окрестностей швейцарских озер и бурных потоков горных рек («Эйгре, Менх и Юнгфрау при лунном освещении», 1908, Галерея Мооса, Женева; «Дубы в Штокгорне в Бернском кантоне», ГМИИ, Москва; «Юнгфрау», 1911, Собрание О.Рейнхарта, Винтертур; «Вид на Монблан с Женевского озера», 1918, Музей искусства и истории, Женева). Мощная динамика цвета и выразительный энергичный мазок, используемый при этом художником, предвосхитили появление экспрессионизма. Исследования Ходлера в области оптического смешения цветов и изменения цвета под воздействием света, а также новые приемы плоскостного письма нашли выражение в серии портретов современников, в основе которых лежали большие цветовые плоскости, очерченные
темным выразительным контуром («Профессор Г.Сали», 1904, частное собрание, Берн; «Е.Шмидт-Мюллер», 1915, частное собрание, Золотурн; «А.Лашеналь», 1916, Музей искусства и истории, Женева).
ЦОРН Андерс Леонард (1860-1920) - шведский художник, гравер, скульптор.
Родился в крестьянской семье. Учился в художественной школе (1875-1877) и Академии художеств в Стокгольме (1877-1881). Кроме Швеции, работал в Англии, Италии, Венгрии, Турции, Северной Африке, Париже, Америке. В ранний период творчества писал акварели, отличающиеся тщательной прорисовкой деталей, острой характеристикой образов и окружающей их обстановки («Хлеб наш насущный», 1886, Национальный музей, Стокгольм). Писать маслом начал в Париже, где находился с 1888 по 1896 г. Здесь в основном сформировалась его творческая манера под влиянием искусства Ж.Бастьен-Лепажа и импрессионистов. В 1889г., находясь под впечатлением от работ О.Ренуара, картиной «Первое купание» (Атенеум, Хельсинки)
А.Цорн открывает свою большую серию «Ню», в которой изображает обнаженных женщин в пейзаже или интерьере при различном освещении, передавая пластически весомые формы северной красоты («Купальщица», 1897, ГМИИ, Москва; «Девушки в бане», 1906, Национальный музей, Стокгольм).
В память о пребывании в Париже художник пишет несколько красочных картин, воспроизводящих ощущения человека в беспрестанном движении большого города («В омнибусе», 1890-е, Музей художника, Мура; «Вальс», частное собрание, США). Чувством щемящего одиночества веет от фигурки молодой девушки на фоне мерцающих красок от зеленоватого уличного фонаря и желтой настольной лампы, затерявшейся в небольшом парижском кафе («Ночной эффект», 1895, Кунстхалле, Гамбург).
В 1890-е гг. Цорн создает ряд жанровых картин, написанных в духе немецкого художника М.Либермана и передающих колорит народной жизни («Выпечка хлеба в Муре», 1889, частное собрание, Стокгольм; «Сельский праздник (Танцы в Иванову ночь)», 1890-е, ГМИИ, Москва).
Так же, как импрессионисты, А.Цорн большое внимание уделяет проблеме света и изменению цвета под воздействием световоздушной среды. Но в отличие от них изображаемые А.Цорном предметы никогда не теряют свою материальность и объемность. Главное в его художественной манере - это непосредственное впечатление, которое делает его картины жизнеутверждающими, ликующими и убеждающими («Сидящая девушка», 1902, Национальный музей, Стокгольм).
следующая страница...
|