Архип Куинджи и европейские импрессионисты XIX века
ИОНКИНД Иохан Бартольд (1819-1891) - голландский живописец, рисовальщик, гравер, оказавший большое влияние на становление импрессионистического метода во Франции.
Учился в Академии художеств в Гааге (с 1837) и в Париже (1846-1849). Ученик голландского пейзажиста А.Схельфхаута и французских живописцев Э.Изабе и Ф.-Э.Пико. Жил в Голландии (1855-1857), Бельгии (1866-1869), Франции (с 1857). Работал в основном в жанре пейзажа и офорта. В ранних работах чувствуется сильное влияние голландских мастеров пейзажа XVII в. («Вид Делфта», 1844, Маурицхейс, Гаага; «Канал», 1845, Рейксмузеум, Амстердам; «Конькобежцы», Музей Бойманс-ван Бейнинген, Роттердам; «Зима», Маурицхейс, Гаага).
С убедительной правдивостью воспроизводит художник скользящие по льду легкие фигурки конькобежцев, парусные лодки на каналах, живописные мельницы по берегам рек. Впечатления от первой поездки во Францию вылились в серию картин, изображающих различные состояния природы («Сена у Понт-Мари в Париже», 1851, Кунстхалле, Гамбург; «В окрестностях Бреды», 1855, частное собрание, Голландия; «Гавань в Роттердаме», 1856; «Мельница», 1857 - обе в Рейксмузеум, Амстердам). Эти работы отличает более светлая цветовая гамма, напоминающая полотна художников барбизонской школы.
Интересны работы И.Ионкинда, написанные во Франции в середине 1860-х гг. («Мост Нотр-Дам», 1862, Лувр, Париж; «Собор Парижской Богоматери», 1863, частное собрание, Париж; «Порт Гонфлер», 1864, частное собрание, Франция). Удивительно тонко передает художник зыбкую воздушную дымку, в которой растворяются четкие контуры мостов, собора, парусников в порту.
Приближенное к этюду воспроизведение световоздушной среды, зоркое наблюдение за изменениями происходящих в природе процессов, поиски новых средств художественного выражения во многом предвосхитили живописные открытия импрессионистов.
Поздние работы повторяют в основном найденные ранее сюжеты и художественные решения («Заход солнца в Голландии», 1872, частное собрание, Франция; «Порт Роттердама», 1872, частное собрание, Голландия; «Мост около Гренобля», 1883, Лувр, Париж; «Ла-Кот-Сен-Андре», 1883, Маурицхейс, Гаага).
В рисунках и акварелях, помимо воспроизведения характерных черт голландского пейзажа, художник стремился проникнуть в суть вещей, раскрывая при этом свои ощущения. Мягкая по звучанию серая гамма его полотен удивительно точно передает атмосферу, в которую погружены предметы, движение воды, шелест листьев, тающие в небе облака. Именно акварельные работы Ионкинда оказались созвучны творчеству молодых французских художников, которые объединились в дальнейшем в рамках импрессионизма. Большое влияние живопись голландского мастера оказала на творчество К.Моне.
КОНСТЕБЛ Джон (1776-1837) - выдающийся английский пейзажист, оказавший влияние на формирование импрессионистического направления в Англии.
Родился в семье мельника. Учился в Королевской Академии (с 1799), но формирование живописной манеры происходило в основном самостоятельно под влиянием творчества К.Лоррена, Р.Уилсона и Т.Гейнсборо. Работал в Лондоне и Суффолке. Все свои пейзажи, начиная с самых ранних, пишет под впечатлением от непосредственного наблюдения за природой. Основным мотивом его творчества было изображение английских ландшафтов, в которых он стремился отразить свое отношение к родной земле. В 1810-х гг. пишет несколько великолепных пейзажей с рекой Стур, видами городка Солсбери, моря в Брайтоне и др. («Мельница в Флэтфорде», 1817, Галерея Тейт, Лондон). В каждой картине отражено особое, присущее только ей одной настроение,
конкретная местность, но в целом они представляют типичные черты английской природы: переменчивую погоду, пропитанный влагой воздух, могучий ветер, дующий с океана и гонящий по небу облака.
Композиция некоторых его картин отличается особой величавостью и некоторой приверженностью традициям. Таковы, например, «Собор в Солсбери из сада епископа» (1823, Музей Виктории и Альберта, Лондон) и «Хлебное поле» (1826, Национальная галерея, Лондон). Последняя картина, праздничная и солнечная, была особенно дорога сердцу художника, который считал, что труд на лоне природы должен всегда приносить человеку радость.
Большое значение придавал Дж. Констебл небольшим по размеру, написанным в свободной манере пейзажам, напоминающим этюды с натуры («Хижина среди хлебного поля», ок.1832, Музей Виктории и Альберта, Лондон; «Вид на Хайгет с Хэмптедских холмов», ок.1834, ГМИИ, Москва). Основное их предназначение он видел в запечатлении отдельных конкретных предметов и явлений, которые в своей совокупности способствовали целостной передаче общего состояния природы.
Этюды помогали Дж.Констеблу изображать смену этих состояний, наполняя его произведения динамикой и придавая им драматическую окраску (этюды «Морской берег. Бурная погода», 1827, Королевская Академия, Лондон; «Пруд возле Бранч-Хил, Хемпстед», ок.1821-1827; «Вид с Хемпстеда в восточном направлении», 1823; «Пляж в Брайтоне и угольщики», 1824 - все в Музее Виктории и Альберта, Лондон).
Объектом его пристального внимания было небо, этюды с его изображением он называл специальным словом - «скайинг» (от англ. sky - небо). В описании природы он передавал удивительные по своей редкостной свежести оттенки, впечатляющие контрасты света и тени и выразительную пластику движений.
В 1820-х гг. Дж.Констебл создает свои лучшие работы, большие, по его выражению, «шестифутовые» картины, предваряя их написанием аналогичных по размеру эскизов (эскизы к картине «Телега для сена», 1821, Национальная галерея, Лондон).
Выбранная им монументальная форма как нельзя лучше соответствует величественному, подчас героическому, содержанию большинства из них («Вид на собор в Солсбери с реки», ок.1827-1829, Национальная галерея, Лондон).
При жизни Дж.Констебл не получил признания своих соотечественников, впервые его работы были по достоинству оценены во Франции, где в 1824г. в Салоне были выставлены три его картины, одна из которых - «Телега для сена».
Большое влияние творчество Дж.Констебла оказало на молодых французских художников, будущих импрессионистов, которые восхищались его мастерством в изображении неба с освещенными облаками, умением передавать переменчивые состояния природы и использованием тонкой системы валёрных отношений.
следующая страница...
|