На первую страницу
   
На главную

Биография    
Живопись
Фото архив    

Жизнь Куинджи
Смерть Куинджи

"Лунная ночь"

Воспоминания
К 150-летию    
Статьи    

Импрессионизм

Куинджи в
Петербурге


Арт-словарь
Хронология    
История
Музеи        

English    

Гостевая
Ссылки

Архип Куинджи
Архип Куинджи
1870 год


      
       

Архип Куинджи и европейские импрессионисты XIX века                        

  
   

 Импрессионизм:

 Страница 1
 Страница 2
 Страница 3
 Страница 4
 Страница 5
 Страница 6
 Страница 7
 Страница 8
 Страница 9
 Страница 10
 Страница 11 
 Страница 12
 Страница 13
 Страница 14
 Страница 15
 Страница 16
 Страница 17
 Страница 18
 Страница 19
 Страница 20
 Страница 21
 Страница 22
 Страница 23
 Страница 24
 Страница 25
 Страница 26
 Страница 27
 Страница 28
 Страница 29
 Страница 30










   

По мнению Ж.Дюбюффе, стихийное творение формы природой имеет продолжение в человеческом искусстве, но не в профессиональном, а в примитивном, или «грубом» (франц. brut): в рисунках детей или душевнобольных. Современная же культура душит это естественное творчество, являющееся проявлением человеческой натуры. Он первый начал изучать и коллекционировать произведения «грубого искусства»: росписи, граффити, вышивки, мелкую пластику.
Ж.Дюбюффе намеренно подчеркивал свое неприятие утонченного элитарного искусства. Так, в сериях портретов «Они красивее, чем полагают» (1946-1947) и «Дамские тела» (1950-1951) врезанные в красочную массу грубые царапины, напоминающие настенные надписи, образуют карикатурные, агрессивные формы. Бесформенный и размытый красочный слой серии «Грунты и земли. Мысленные пейзажи» (1951-1952) имитирует высохшую бесплодную почву, покрытую комьями и трещинами. Едва различимые знаки в серии «Взбитых паст» (1953) похожи на случайные следы человеческого присутствия. Красочная поверхность «Текстурологов» (1957-1959) уподобляется старым облупленным стенам, растрескавшимся геологическим разломам. Невообразимое фактурное богатство «Материологий» (1959-1960) вызывает в памяти мятую фольгу или бумагу, различные виды тканей, полистирол, смолу, раскрошившуюся слюду, высохшие растения («Кожаное море», 1959; «Месса земли», 1959-1960 - обе в Национальном музее современного искусства, Париж).
1960-е гг. в творчестве Ж.Дюбюффе отмечены резким изменением живописной манеры. На его полотнах появляется множество извилистых линий, дробящих поверхность картины на многочисленные мелкие ячейки, заполненные яркими цветами или заштрихованные тонкими полосами. Эта многоцветная мозаика находится в непрестанном движении, из отдельных ее элементов образуются гротескные фантасмагорические фигуры, которые сразу же исчезают, уступая место все новым и новым образам-призракам («Ушедшие и пришедшие», 1965, Галерея Ж.Бюше, Париж; «Угощение», 1964, Художественный музей, Даллас).
Та же живописная манера наблюдается и в сериях «Театры памяти» (1975-1978), «Психоландшафты» (1981-1982), «Прицелы» (1983). Кроме того, он использовал ее в архитектуре и в скульптуре. Покрывая извивающейся красочной сетью объемные фигуры, Дюбюффе создавал оригинальную трехмерную живопись, способную развиваться в пространстве («Персонаж», 1973, Галерея Д.Жервиса, Париж).

ИВАНОВ Александр Андреевич (1806-1858) - крупнейший русский живописец, рисовальщик, мастер исторического жанра. Один из предшественников отечественного импрессионизма. Учился в петербургской Академии художеств в классе А.Е.Егорова и у своего отца А.И.Иванова (1817-1828), по окончании учебы был отправлен в Италию за счет Общества поощрения художников.
В начале 1830-х гг. начинает работу над главным произведением своей жизни «Явление Христа народу» (1837-1857, Третьяковская галерея, Москва). По мнению самого художника, картина должна была отразить саму «сущность христианства», взятую не в узком - религиозном - аспекте, а в более широком - философском и историческом. Созданию картины предшествовала огромная предварительная работа. А.А.Иванов много путешествовал по Северной Италии, где очень внимательно изучал творчество старых мастеров (да Винчи, Рафаэля) и с упоением работал с натуры, оставив большое количество этюдов, значение которых выходит далеко за рамки вспомогательного материала.
Творческий арсенал художника, используемый им при работе над эскизами, далеко опережал уровень русской живописи того времени. Особенно наглядно это проявилось в серии пейзажных этюдов и связанных с ними самостоятельных работах.
Используя аналитический метод, А.А.Иванов разработал способ передачи природы во всей взаимосвязи ее проявлений.
Он был одним из первых, кто детально сформулировал проблему пленэра в русской живописи. Яркими примерами решения этой проблемы в творчестве самого художника могут служить этюды выходящих из воды (Третьяковская галерея, Москва), где с удивительным мастерством А.А.Иванов воспроизводит все богатство реальных цветовых соотношений зеленой листвы, искрящейся поверхности воды, освещенной ярким летним солнцем, и мокрого, сияющего рефлексами человеческого тела. Цвет изображенных на полотне предметов нисколько не утрачивает своей естественной насыщенности, несмотря на остроту передачи эффектов солнечного дня.
Той же правдивостью отмечена и «Ветка» (Третьяковская галерея, Москва), где ощущение пронизанного светом воздушного пространства, проглядывающего сквозь ветви переднего плана, убедительно передается точным соотношением темной зелени листвы, чистой голубизны неба и виднеющихся вдали голубовато-сизых склонов, покрытых виноградником.
Наиболее полно пленэрные искания А.А.Иванова отразились в более поздней серии этюдов, изображающих обнаженных мальчиков на траве, под открытым небом.
Многие пейзажные работы отмечены стремлением художника к синтетическому восприятию природы как целого (панорама Понтийских болот, 1838, Русский музей, Санкт-Петербург и Третьяковская галерея, Москва; «Аппиева дорога», 1845; «Неаполитанский залив у Кастелламаре», 1846 - обе в Третьяковской галерее, Москва; «Монтичелли» или «Тиволийские горы»; «Пейзаж с дорогой в окрестностях Неаполя», ок.1845 - обе в Русском музее, Санкт-Петербург).
В готовом варианте картину «Явление Христа народу» А.А.Иванов демонстрирует новый подход к решению колористических проблем в рамках монументальной тематической картины.
В рассеянном свете свежим чистым цветом звучат все краски дня, глубокие тени отсутствуют, при этом сохраняется пластическая четкость объемов.
Прекрасно выписана центральная группа людей, укрывшихся в тени деревьев. Под сенью густой листвы речная вода и прибрежные камни поражают разнообразием зеленых оттенков.
Не менее живописна и небольшая группа так называемых «дрожащих», на чьих смуглых телах отражаются холодные голубоватые и сизые отсветы неба, контрастирующие с теплыми бликами света на земле.
В конце 1840-х гг. в творчестве и мировоззрении А.А.Иванова наступает переломный момент.
Новое понимание своих задач и поиски новых средств художественного выражения он попытался воплотить в серии акварельных эскизов монументальных росписей или картин на библейские и евангельские темы, предназначавшихся для специального общественного здания.

следующая страница...


Галереи Куинджи: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - English Version (Англ.версия)


    www.kuinje.ru, 2007-14. Все права защищены. Для контактов - arhip(a)kuinje.ru    
    Сайт рекомендован к просмотру Домом-музеем А.И.Куинджи в Санкт-Петербурге    

  Rambler's Top100