Архип Куинджи и европейские импрессионисты XIX века
В синтетический период (1888-1899) П.Сезанн создает цельный, устойчиво-подвижный образ природы. Гибкие и пластичные мазки мастера одновременно создают форму и намечают пространство, они словно цепляются друг за друга, формируя единую, неразрывную структуру полотна. Человеческие фигуры не противостоят пейзажному фону, они так же, как окружающая их растительность, пронизаны светом и воздухом («Купальщики», 1890-1892, Музей Орсэ, Париж). Художник очень часто обращается к теме купания, воплощая в ней свой идеал свободного
человека, живущего в гармонии с природой. С воспоминаниями о счастливой юности связан у П.Сезанна образ высокой сосны, отбрасывающей благодатную тень. Перенося этот образ на холст, художник стремился решить проблему слияния предмета с окружающим его пространством и выразить ощущение меняющегося и в то же время вечно существующего мира природы («Большая сосна близ Экса», 1890, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Этот интерес к соотношению изменяющегося и постоянного наиболее ярко отразился в его поздних натюрмортах («Натюрморт с драпировкой», 1898-1899, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Портретные композиции П.Сезанна лишены психологической, социальной и индивидуальной характеристик,
но люди, представленные на них, всегда значимы, а порой даже монументальны («Курильщик», 1890-1896, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Дама в голубом», ок.1899, Эрмитаж, Санкт-Петербург). 1900-е гг. отмечены появлением так называемой спонтанной живописи в его творчестве: композиция картины не продумывается заранее, она возникает как бы сама по себе в процессе работы. Мужественно-суровая палитра художника начинает приобретать лирические оттенки («Голубой пейзаж», 1900-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Все чаще на его полотнах появляется изображение горы св. Виктории как символа величия и неделимости вселенной («Гора св. Виктории, 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
СЕРА Жорж (1859-1891) - французский живописец, график, один из основоположников неоимпрессионизма.
Родился в состоятельной мелкобуржуазной семье. Учился в Муниципальной школе рисунка (с 1875) и в Школе изящных искусств в мастерской А.Лемана, ученика Ж.Д.Энгра (1878-1879). На формирование творческого метода Ж.Сера оказало влияние искусство Э.Делакруа, К.Коро, Т.Кутюра, П.Пюви де Шаванна, а также К.Моне и К.Писсарро. Ранние работы Ж.Сера написаны в импрессионистической манере, они наполнены светом и воздухом, мерцанием разноцветных бликов («Рыбаки на берегу Сены», 1883, частное собрание, Труа).
В историю живописи Ж.Сера вошел как один из создателей нового художественного метода, основанного на законах спектрального анализа. Сера отказался от смешения красок и использовал точечные мазки чистого цвета, располагая их рядом друг с другом. В глазах зрителя, находящегося на некотором расстоянии от картины, мазки сливались, образуя яркое красочное полотно. С оптической точки зрения Ж.Сера изучил возможности красок для создания более темных или более светлых оттенков. Причем главным в его экспериментах было не соответствие полученной гаммы естественным краскам природы, а достигаемый их игрой особый декоративный эффект («Остров Гранд-Жатт», 1884, частное собрание, Нью-Йорк; «Сена в Курбевуа», 1885, частное собрание, Париж; «В Онфлёре», 1886, Национальная галерея, Прага).
Одним из основных произведений Ж. Сера считается «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт» (1884-1886, Художественный институт, Чикаго), созданию которого предшествовало написание множества подготовительных работ, в которых художник пытался разрешить проблему взаимодействия человеческих фигур в световоздушной среде. Следуя своей теории, художник делит полотно на две зоны: освещенную, написанную теплыми чистыми красками, и затененную, с преобладанием холодных чистых тонов. В целом картина передает ощущение сонной атмосферы летнего дня.
В 1880-1890-х гг. склонность Сера к локальному декоризму усиливается («Парад», 1888, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Натурщицы», 1888, Старая пинакотека, Мюнхен; «Воскресенье в Портан-Бессен», 1888, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Порт-ан-Бессен во время прилива», 1888, Национальный музей современного искусства, Париж; «Цирк», 1890-1891, Музей импрессионизма, Париж). В своих работах он делает попытку возродить принципы декоративно-монументальной композиции, стремясь преодолеть фрагментарность композиции, свойственную импрессионистам.
СЕРОВ Валентин Александрович (1865-1911) - выдающийся русский живописец.
Родился в музыкальной семье: его отец А.Н.Серов был известным композитором и критиком, а мать - пианисткой, сочинявшей музыку.
Проявив с раннего детства незаурядные способности к рисованию, он поступает в петербургскую Академию художеств, где получает первые уроки художественного мастерства у И.Е.Репина и П.П.Чистякова.
Юношеские годы В.А.Серов провел в удивительной атмосфере Московского художественного кружка в подмосковном имении Абрамцево, владельцем которого был тонкий ценитель искусства, меценат С.И.Мамонтов. Старшими наставниками и товарищами в этот период у него становятся В.Д.Поленов, В.М.Васнецов и другие передвижники, а друзьями - молодые талантливые художники К.А.Коровин, М.А.Врубель, И.С.Остроухов, М.В.Нестеров. В Абрамцеве появляются первые зрелые работы живописца, среди которых и знаменитая «Девочка с персиками» (1887, Третьяковская галерея, Москва), ставшая явлением в истории развития русской живописи. На картине, полной свежего легкого дыхания и радости жизни, изображена дочь
С.И.Мамонтова - Вера, но это более чем портрет, это целая поэзия безмятежного детства, отрадная красота неискаженных человеческих чувств. Эта картина воспринималась художником как своеобразное окно в мир, полный света и воздуха, в котором розовый цвет являлся основным колористическим акцентом, вызывая отклик различных оттенков дополнительного зеленого тона. Такое ощущение окружающего мира как нельзя ближе роднило В.А.Серова с французскими импрессионистами.
Те же звучные и нежные цвета, импрессионистическая манера передачи света характерна и для другого выдающегося полотна В.А.Серова «Девушка, освещенная солнцем» (1888), моделью для которого послужила его родственница, художница М.Симонович.
Особая созвучность природы и душевного состояния человека определяет совершенство серовских пейзажей. В некоторых из них, представляющих деревенскую Россию, чувство удивительной гармонии и скромной прелести осеннего поля омрачается невеселыми мыслями о тяжелой жизни народа на этой многострадальной земле («Октябрь. Домотканово», 1895, Третьяковская галерея, Москва). В других, напротив, мажорно и жизнеутверждающе воспринимается сияющий образ мира - «Купание лошади» (1905).
следующая страница...
|