На первую страницу
   
На главную

Биография    
Живопись
Фото архив    

Жизнь Куинджи
Смерть Куинджи

"Лунная ночь"

Воспоминания
К 150-летию    
Статьи    

Импрессионизм

Куинджи в
Петербурге


Арт-словарь
Хронология    
История
Музеи        

English    

Гостевая
Ссылки

Архип Куинджи
Архип Куинджи
1870 год


      
       

Архип Куинджи и европейские импрессионисты XIX века                        

  
   

 Импрессионизм:

 Страница 1
 Страница 2
 Страница 3
 Страница 4
 Страница 5
 Страница 6
 Страница 7
 Страница 8
 Страница 9
 Страница 10
 Страница 11
 Страница 12
 Страница 13
 Страница 14
 Страница 15
 Страница 16
 Страница 17
 Страница 18
 Страница 19
 Страница 20
 Страница 21
 Страница 22
 Страница 23
 Страница 24
 Страница 25 
 Страница 26
 Страница 27
 Страница 28
 Страница 29
 Страница 30










   

В синтетический период (1888-1899) П.Сезанн создает цельный, устойчиво-подвижный образ природы. Гибкие и пластичные мазки мастера одновременно создают форму и намечают пространство, они словно цепляются друг за друга, формируя единую, неразрывную структуру полотна. Человеческие фигуры не противостоят пейзажному фону, они так же, как окружающая их растительность, пронизаны светом и воздухом («Купальщики», 1890-1892, Музей Орсэ, Париж). Художник очень часто обращается к теме купания, воплощая в ней свой идеал свободного
человека, живущего в гармонии с природой. С воспоминаниями о счастливой юности связан у П.Сезанна образ высокой сосны, отбрасывающей благодатную тень. Перенося этот образ на холст, художник стремился решить проблему слияния предмета с окружающим его пространством и выразить ощущение меняющегося и в то же время вечно существующего мира природы («Большая сосна близ Экса», 1890, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Этот интерес к соотношению изменяющегося и постоянного наиболее ярко отразился в его поздних натюрмортах («Натюрморт с драпировкой», 1898-1899, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Портретные композиции П.Сезанна лишены психологической, социальной и индивидуальной характеристик, но люди, представленные на них, всегда значимы, а порой даже монументальны («Курильщик», 1890-1896, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Дама в голубом», ок.1899, Эрмитаж, Санкт-Петербург). 1900-е гг. отмечены появлением так называемой спонтанной живописи в его творчестве: композиция картины не продумывается заранее, она возникает как бы сама по себе в процессе работы. Мужественно-суровая палитра художника начинает приобретать лирические оттенки («Голубой пейзаж», 1900-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Все чаще на его полотнах появляется изображение горы св. Виктории как символа величия и неделимости вселенной («Гора св. Виктории, 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

СЕРА Жорж (1859-1891) - французский живописец, график, один из основоположников неоимпрессионизма. Родился в состоятельной мелкобуржуазной семье. Учился в Муниципальной школе рисунка (с 1875) и в Школе изящных искусств в мастерской А.Лемана, ученика Ж.Д.Энгра (1878-1879). На формирование творческого метода Ж.Сера оказало влияние искусство Э.Делакруа, К.Коро, Т.Кутюра, П.Пюви де Шаванна, а также К.Моне и К.Писсарро. Ранние работы Ж.Сера написаны в импрессионистической манере, они наполнены светом и воздухом, мерцанием разноцветных бликов («Рыбаки на берегу Сены», 1883, частное собрание, Труа).
В историю живописи Ж.Сера вошел как один из создателей нового художественного метода, основанного на законах спектрального анализа. Сера отказался от смешения красок и использовал точечные мазки чистого цвета, располагая их рядом друг с другом. В глазах зрителя, находящегося на некотором расстоянии от картины, мазки сливались, образуя яркое красочное полотно. С оптической точки зрения Ж.Сера изучил возможности красок для создания более темных или более светлых оттенков. Причем главным в его экспериментах было не соответствие полученной гаммы естественным краскам природы, а достигаемый их игрой особый декоративный эффект («Остров Гранд-Жатт», 1884, частное собрание, Нью-Йорк; «Сена в Курбевуа», 1885, частное собрание, Париж; «В Онфлёре», 1886, Национальная галерея, Прага).
Одним из основных произведений Ж. Сера считается «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт» (1884-1886, Художественный институт, Чикаго), созданию которого предшествовало написание множества подготовительных работ, в которых художник пытался разрешить проблему взаимодействия человеческих фигур в световоздушной среде. Следуя своей теории, художник делит полотно на две зоны: освещенную, написанную теплыми чистыми красками, и затененную, с преобладанием холодных чистых тонов. В целом картина передает ощущение сонной атмосферы летнего дня.
В 1880-1890-х гг. склонность Сера к локальному декоризму усиливается («Парад», 1888, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Натурщицы», 1888, Старая пинакотека, Мюнхен; «Воскресенье в Портан-Бессен», 1888, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Порт-ан-Бессен во время прилива», 1888, Национальный музей современного искусства, Париж; «Цирк», 1890-1891, Музей импрессионизма, Париж). В своих работах он делает попытку возродить принципы декоративно-монументальной композиции, стремясь преодолеть фрагментарность композиции, свойственную импрессионистам.

СЕРОВ Валентин Александрович (1865-1911) - выдающийся русский живописец. Родился в музыкальной семье: его отец А.Н.Серов был известным композитором и критиком, а мать - пианисткой, сочинявшей музыку.
Проявив с раннего детства незаурядные способности к рисованию, он поступает в петербургскую Академию художеств, где получает первые уроки художественного мастерства у И.Е.Репина и П.П.Чистякова.
Юношеские годы В.А.Серов провел в удивительной атмосфере Московского художественного кружка в подмосковном имении Абрамцево, владельцем которого был тонкий ценитель искусства, меценат С.И.Мамонтов. Старшими наставниками и товарищами в этот период у него становятся В.Д.Поленов, В.М.Васнецов и другие передвижники, а друзьями - молодые талантливые художники К.А.Коровин, М.А.Врубель, И.С.Остроухов, М.В.Нестеров. В Абрамцеве появляются первые зрелые работы живописца, среди которых и знаменитая «Девочка с персиками» (1887, Третьяковская галерея, Москва), ставшая явлением в истории развития русской живописи. На картине, полной свежего легкого дыхания и радости жизни, изображена дочь С.И.Мамонтова - Вера, но это более чем портрет, это целая поэзия безмятежного детства, отрадная красота неискаженных человеческих чувств. Эта картина воспринималась художником как своеобразное окно в мир, полный света и воздуха, в котором розовый цвет являлся основным колористическим акцентом, вызывая отклик различных оттенков дополнительного зеленого тона. Такое ощущение окружающего мира как нельзя ближе роднило В.А.Серова с французскими импрессионистами.
Те же звучные и нежные цвета, импрессионистическая манера передачи света характерна и для другого выдающегося полотна В.А.Серова «Девушка, освещенная солнцем» (1888), моделью для которого послужила его родственница, художница М.Симонович.
Особая созвучность природы и душевного состояния человека определяет совершенство серовских пейзажей. В некоторых из них, представляющих деревенскую Россию, чувство удивительной гармонии и скромной прелести осеннего поля омрачается невеселыми мыслями о тяжелой жизни народа на этой многострадальной земле («Октябрь. Домотканово», 1895, Третьяковская галерея, Москва). В других, напротив, мажорно и жизнеутверждающе воспринимается сияющий образ мира - «Купание лошади» (1905).

следующая страница...


Галереи Куинджи: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - English Version (Англ.версия)


    www.kuinje.ru, 2007-14. Все права защищены. Для контактов - arhip(a)kuinje.ru    
    Сайт рекомендован к просмотру Домом-музеем А.И.Куинджи в Санкт-Петербурге    

  Rambler's Top100