На первую страницу
   
На главную

Биография    
Живопись
Фото архив    

Жизнь Куинджи
Смерть Куинджи

"Лунная ночь"

Воспоминания
К 150-летию    
Статьи    

Импрессионизм

Куинджи в
Петербурге


Арт-словарь
Хронология    
История
Музеи        

English    

Гостевая
Ссылки

Архип Куинджи
Архип Куинджи
1870 год


      
       

Архип Куинджи и европейские импрессионисты XIX века                        

  
   

 Импрессионизм:

 Страница 1
 Страница 2
 Страница 3
 Страница 4
 Страница 5
 Страница 6
 Страница 7 
 Страница 8
 Страница 9
 Страница 10
 Страница 11
 Страница 12
 Страница 13
 Страница 14
 Страница 15
 Страница 16
 Страница 17
 Страница 18
 Страница 19
 Страница 20
 Страница 21
 Страница 22
 Страница 23
 Страница 24
 Страница 25
 Страница 26
 Страница 27
 Страница 28
 Страница 29
 Страница 30










   

Использование ярких и чистых красок создает иллюзию солнечного освещения даже на картинах, где само солнце и даже небо отсутствуют. Полуобнаженные с золотистой кожей маори изображены в естественных непринужденных позах («Две таитянские женщины», 1892, Картинная галерея, Дрезден; «А ты ревнуешь?», 1892, ГМИИ, Москва; «Женщина, держащая плод», 1893, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Упрощение и стилизация приводят к возникновению произвольных декоративных мотивов («Под пандановыми деревьями», 1891, Институт изящных искусств, из фонда Уильяма Денвуди, Миннеаполис; «Чудесный источник (Сладкие грезы)», 1894, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Располагая почти статичные фигуры на плоском цветовом фоне, художник создает красочные декоративные панно, в которых отражаются легенды и поверья маори. Голодный и нищий художник пишет картины, в которых воплощает свою мечту об идеальном совершенном мире. Во время своего второго пребывания на Таити доведенный до отчаяния Гоген создает свои лучшие произведения: «Женщина под деревом манго» («Королева красоты», 1896, Пинакотека, Мюнхен), «Жена короля» (1896, ГМИИ, Москва), «Никогда» (1897, Галерея Тейт, Лондон), «Откуда мы приходим? Кто мы? Куда идем?» (1897, Музей изящных искусств, Бостон).
Декоративные по цвету, плоскостные и монументальные по композиции, обобщенно стилизованные по рисунку, картины П.Гогена были близки к складывающемуся в то время стилю модерн и оказали большое влияние на художников группы «Наби» и других мастеров начала XXв.

ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871-1960) - один из ярчайших русских живописцев, искусствовед. Родился в семье юриста. Учился сначала в петербургской Академии художеств в мастерской И.Е.Репина (с 1894), затем в частной художественной школе А.Ажбе в Мюнхене (с 1896). Во время своего первого путешествия по странам Европы (1895) И.Э.Грабарь знакомится с творчеством импрессионистов. Большое впечатление производят на него полотна П.Гогена, В.Ван Гога и П.Сезанна. В 1901г. он возвращается на родину и начинает работать в импрессионистической манере, создавая пейзажи родной природы, открывающие новую страницу в истории русской живописи. Прием дивизионизма (разложение цвета) позволял ему передать красочность и очарование привычных ландшафтов и обыденных предметов («Уголок усадьбы», или «Луч солнца», 1901, Музей изобразительных и прикладных искусств, Смоленск; «Новая дача», 1903, частное собрание, Москва; «Белая зима. Грачиные гнезда», 1904, Третьяковская галерея, Москва; «Вешний поток», 1904, Русский музей, Санкт-Петербург; «Майский вечер», 1905, частное собрание, Москва).
С наибольшей силой влияние импрессионистов проявилось в картине «Сентябрьский снег» (1903, Третьяковская галерея, Москва), ознаменовавшей определенный этап в творчестве художника. В ней все необычно: контрастное сочетание ярко-желтой с прозеленью листвы и матовой белизны первого снега и объединяющий их серо-голубоватый тон.
И.Э.Грабарь очень любил рисовать зиму с ее бодрящим морозцем, лазурным небом, радостным морозным солнцем, играющим золотыми бликами на пушистом сверкающем снегу и на белых стволах берез, со сказочными переливами инея и его прихотливыми узорами («Зимний вечер», 1903, Русский музей, Санкт-Петербург; «Февральская лазурь», 1904, Третьяковская галерея, Москва; «Иней», 1907-1908, Музей русского искусства, Киев; «Сказка инея и восходящего солнца», 1908, Посольство России в Великобритании, Лондон). Почти на всех полотнах живописца непосредственное восприятие природы сочетается с рассудительной взвешенностью композиции. С наибольшей широтой живописный талант И.Э.Грабаря проявился в «Мартовском снеге» (1904, Третьяковская галерея, Москва), написанном густыми размашистыми мазками, наслаивающимися друг на друга. Особенностью живописной фактуры картин этого периода является то, что художник ее видоизменяет в соответствии с характером изображаемого.
Даже в рамках одного произведения он использует несколько разнообразных приемов наложения мазков («Морозное утро. Розовые лучи», 1906, частное собрание, Москва).
Большое значение в творчестве И.Э.Грабаря имели натюрморты, ставшие классическими образцами этого жанра в начале XX в. Написанные в манере, близкой к неоимпрессионистической, они свидетельствуют о повышенном интересе их автора к материальной стороне предметов («За самоваром», 1905, Третьяковская галерея, Москва).
Натюрморты-картины Грабаря всегда сочетаются либо с пейзажем, либо с интерьером, составляющими неотъемлемую часть их композиции («Хризантемы», 1905; «Неприбранный стол», 1907 - оба в Третьяковской галерее, Москва; «Дельфиниум», 1908, Русский музей, Санкт-Петербург). Даже стоящая особняком в творчестве И.Э.Грабаря картина «Толстые женщины» (1904, частное собрание, Москва) говорит о подчеркнуто натюрмортном подходе художника к своим моделям, а ее живопись находится в русле фактурных поисков начала века.
Большая научно-исследовательская деятельность И.Э.Грабаря приводила иногда к длительным перерывам в его работе живописца. Но он никогда не расставался с красками и всегда с радостью вновь брался за кисть, пытаясь найти новое решение традиционных проблем.
Так, в 1914 г. после шестилетнего перерыва он вновь обращается к натюрморту, но, изображая фрукты в вазах, корзинках или просто рассыпанные на покрытых узорчатыми скатертями столах, он отказывается от дополнительного фона в виде интерьера или пейзажа, предельно кадрирует холст, стремясь максимально передать декоративные свойства цвета. Поверхность стола при этом уплощается и приподнимается («Груши на синей скатерти», 1915, Русский музей, Санкт-Петербург).
Тяготение к декоративности приводит к тому, что И.Э.Грабарь постепенно отходит от прежней системы построения пространства с помощью разложения цвета («Рябинка», 1915, Третьяковская галерея, Москва; «Красные яблоки на синей скатерти», 1920, частное собрание, Новосибирск).
В 1920-1930-е гг. И.Э.Грабарь обращается к портретному жанру и пишет изображения своих близких, ученых и музыкантов («За чтением. Портрет В.М.Грабарь, жены художника», 1928, частное собрание, Москва; «Портрет М.И.Грабаря, сына художника», 1935, Третьяковская галерея, Москва; «Портрет С.С.Прокофьева», 1934, Картинная галерея им. Б.М.Кустодиева, Астрахань; «Портрет академика С.А.Чаплыгина», 1935, Музей-усадьба «Абрамцево», Московская область).
В 1940-1950 гг. И.Э.Грабарь создает серию пленительных пейзажей, передающих красоту природы Подмосковья («Березовая аллея», 1940; «Зимний пейзаж», 1954 – оба в Третьяковской галерее, Москва).

следующая страница...


Галереи Куинджи: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - English Version (Англ.версия)


    www.kuinje.ru, 2007-14. Все права защищены. Для контактов - arhip(a)kuinje.ru    
    Сайт рекомендован к просмотру Домом-музеем А.И.Куинджи в Санкт-Петербурге    

  Rambler's Top100