Архип Куинджи и европейские импрессионисты XIX века
Изменение живописной манеры художника сопровождается переменами в его личной жизни. Тяжело заболевает его жена Камилла. С рождением второго ребенка нищета, в которой живет семья Моне, усиливается. После смерти жены заботу о детях взяла на себя Алиса Гошеде, с семейством которой К.Моне снимал дом в Ветее. Она-то и стала его второй женой. Вскоре материальное положение К.Моне поправилось настолько, что он покупает собственный дом в Живерни, где и протекает поздний период его творчества.
Моне впитывает в себя новые веяния и как бы предвосхищает своим творчеством работы художников конца XIX - начала XX вв. Он по-другому начинает относиться к цвету, меняются сюжеты его картин. Теперь основное внимание художника сосредоточено на выразительности цветовой гаммы мазка в отрыве от его предметной соотнесенности, усиливается стремление к декоративности, которое вылилось в итоге в создание картин-панно.
Простые сюжеты картин 1860-1870 гг. уступают место сложным, богатым различными ассоциативными связями: эпические изображения скал, элегические шеренги тополей («Скалы в Бель-Иль», 1886, ГМИИ, Москва; «Тополя», 1891, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
К.Моне привлекают серийные работы: композиции «Стога» («Стог сена в снегу. Хмурый день», 1891; «Стога. Конец дня. Осень», 1891 - обе в Художественном институте, Чикаго), изображения Руанского собора («Руанский собор в полдень», 1894, Музей Орсэ, Париж), виды Лондона («Туман в Лондоне», 1903, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В них, следуя импрессионистической манере, художник стремится передать различную степень освещенности одних и тех же предметов при различной погоде, в различное время дня, используя разнообразную тональность своей палитры. Вместе с этим, серии картин позволяют создать удивительные декоративные композиции, как бы развивающиеся во времени и в пространстве благодаря возникающим ассоциативным связям.
В Живерни К.Моне много времени проводит в саду, занимаясь его живописной организацией. Эта работа привела к тому, что на смену обыденному миру, населенному людьми, пришел таинственный декоративный мир воды и растений («Ирисы в Живерни», Музей Мармоттан, Париж; «Плакучие ивы», 1923, частное собрание). Поэтому неслучайно в самой знаменитой серии его поздних панно представлены виды прудов с плавающими в них кувшинками («Белые кувшинки. Гармония синего и фиолетового», 1918-1921, Музей Мармоттан, Париж).
МОРАНДИ Джордже (1890-1964) - итальянский живописец и график.
Учился в Болонье в Академии художеств (1907-1913). На формирование творческой манеры Дж. Моранди оказало влияние искусство старых мастеров (Джотто, Мазаччо, Уччелло, Пьеро делла Франческа), французских импрессионистов и живопись П.Сезанна.
Не остался в стороне и от авангардных течений: в 1914г. принял участие в выставке футуристов.
В ранний период творчества под влиянием П.Сезанна работал в жанре традиционного натюрморта, изображая на своих полотнах предметы домашнего обихода - бутылки, кувшины и т.д. - и заостряя внимание на пластической игре контуров, взаимодействии силуэтов, ритмике цветовых пятен («Натюрморт», Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Графин и ваза», 1916, Собрание Маттиоли, Милан). В 1918г. Дж.Моранди знакомится с так называемым «метафизическим искусством» и начинает использовать его принципы при написании натюрмортов.
Реальные предметы на его полотнах утрачивают свою индивидуальность и материальность, превращаясь в условные модели своих прототипов («Натюрморт», 1918, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Большой метафизический натюрморт», 1918, Собрание Джези, Милан; «Натюрморт», 1918-1919, частное собрание, Флоренция).
В 1920г. увлечение метафизической живописью проходит, и художник опять обращается к традиционным формам натюрморта и пейзажа. Ограничившись небольшим количеством мотивов, художник тщательным образом исследует пластические свойства однородных предметов, обнаруживая при этом разнообразие выразительных средств. Пейзажи Дж.Моранди этого периода отличает богатство и изысканность цветовых градаций, которые образуют серебристые оттенки южной зелени, вызолоченные солнцем крыши и стены домов, купающиеся в ярком свете дороги и лужайки («Пейзаж», 1928, частное собрание, Флоренция; «Пейзаж», 1936, частное собрание, Болонья; «Белая дорога», 1941, частное собрание, Милан).
Наиболее ярко глубокая созерцательность живописи Дж.Моранди проявилась в натюрмортах. Моделью для их создания служат самые обыкновенные вещи, объединенные в тесные группы или выстроенные в строгие параллельные линии вдоль кромки стола. Реальность отступает, и рождается опоэтизированный образ удивительного в своем многообразии малого мира обычных вещей, особую монументальность которому придает умелое использование света и тени («Натюрморт», 1930, частное собрание, Рим; «Большой натюрморт», Собрание Маттиоли, Милан; «Натюрморт», 1938, частное собрание, Милан; «Натюрморт», частное собрание, Турин; «Композиция из бутылей», 1949, частное собрание, Милан).
Нейтральный пустой фон создает размытую перспективу, сосредоточивая внимание на переднем плане.
Натюрморты 1950-1960-х гг. отличает поразительно гармоничное использование сочетаний тончайших цветовых оттенков («Натюрморт», 1946, Галерея Тейт, Лондон; «Натюрморт с чашками», 1953, частное собрание; «Натюрморт», 1957, частное собрание, Париж).
ПИКАССО Пабло (1881-1973) - один из самых выдающихся художников XX в., живописец, рисовальщик, гравер, скульптор, писатель.
Учился в Барселоне в Академии художеств у своего отца, блестящего художника, мастера строгих и красивых реалистических портретов (с 1895).
Реалистические черты в соединении с чисто формальными поисками будут прослеживаться на протяжении всего творческого пути П.Пикассо («Арлекин», 1917, Барселона; «Портрет жены», 1930; «Поль в одежде Арлекина», 1924; «Жаклин с черным шарфом», 1954).
Ранние работы П.Пикассо (до 1900) написаны в полном соответствии с канонами академического искусства («Первое причастие», 1895-1896, Музей Пикассо, Барселона; «Знание и милосердие», Музей Пикассо, Барселона). В 1897г. сдает экзамен на старший курс Королевской академии Сан Фернандо в Мадриде, но, прервав учебу, уезжает в Барселону и окунается в водоворот богемной жизни.
С 1900г. П.Пикассо периодически посещает Париж, где знакомится с искусством импрессионистов и постимпрессионистов (Э.Дега, П.Сезанна, А. де Тулуз-Лотрека, П.Боннара). В некоторых его работах, созвучных полотнам А. де Тулуз-Лотрека, начинают слышаться пессимистические нотки («Любительница абсента», 1901, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Время с 1901 по 1904 гг. принято называть «голубым периодом» в творчестве художника.
следующая страница...
|