Архип Куинджи и европейские импрессионисты XIX века
В соответствии с пирамидальной концепцией Леонардо да Винчи Ж.Вийон организует свои картины, следуя сходным принципам («Сервированный стол», 1912-1913, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хэвен; «Пюто. Хмель и цветущие деревья», 1912, частное собрание, Нью-Йорк; «Портрет Ж.В., живописца», 1912, Музей, Коламбус, Огайо; «Сидящая женщина», 1914, частное собрание). Вслед за футуристами Ж.Вийона начинает интересовать передача движения, изменчивого и продолжительного («Солдаты на марше», 1913, Национальный музей современного искусства, Париж).
В 1913г. появляется гравюра Ж.Вийона «Эквилибрист», ознаменовавшая принятие им эстетики кубизма. К середине 1920-х гг. художник отходит от синтетического кубизма («Шахматный столик», 1919, частное собрание) и начинает работать в абстрактной манере («Фигура-композиция», 1921, Галерея Олбрайт-Нокс, Буффало; «Жокей», 1924, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хэвен).
В 1930-х гг. Ж.Вийон создает целый ряд выдающихся произведений абстрактного искусства, отмеченных тонкостью цветовых сочетаний, в основе которых лежат оттенки хроматического круга («Амро», 1931, Национальный музей современного искусства, Париж), а также образцы предметной живописи («Рисующий мужчина. Автопортрет», 1935, частное собрание). Его по-прежнему интересует движение («Борцы», 1937, Национальный музей современного искусства, Париж). На рубеже 1930-1940 гг. и во время второй мировой войны Ж.Вийон много и плодотворно работает, используя разнообразную технику (серия гравюр с видами Божанси).
В последние годы жизни пишет в основном великолепно исполненные пейзажи и сцены из современной жизни, представляющие собой синтез кубистической композиции и импрессионистического цвета.
ВЛАМИНК Морис де (1876-1958) - французский живописец, график, писатель.
Родился в семье музыкантов. Рано был вынужден зарабатывать на жизнь, поэтому получить специального художественного образования М.Вламинку не удалось.
Мотив одной из его первых работ был типично импрессионистический в духе К.Моне и А.Сислея - зеленая полоска травы на переднем плане, далее река и, наконец, противоположный берег с вытянувшейся линией домов («Набережная в Буживале», 1900, частное собрание). Но уже в ней поэтическому восприятию окружающего мира импрессионистов М.Вламинк противопоставляет свое материальное, чувственное ощущение натуры. Четкие, хорошо очерченные контуры предметов заполнены неяркими, но насыщенными красками, и только небо сохраняет свою воздушность благодаря отрывистым бело-голубым мазкам.
В 1901г. Вламинк посетил ретроспективную выставку работ Ван Гога, впечатление от которой было так сильно, что следующий период в творчестве художника происходил под знаком творчества голландского мастера. В своеобразном вангоговском варианте проходит у М.Вламинка и увлечение фовизмом, отмеченным экзальтированным буйством чистых красок. Хроматический накал достигает такой степени, что на картинах совершенно отсутствуют тени, пространство вовлекается в яростный водоворот красок, перспективные планы превращаются в декоративные плоскости («Красные деревья», 1906; «Улица в Марли» - обе в Национальном музее современного искусства, Париж; «Барки на Сене», ГМИИ, Москва).
Влиянием другого постимпрессиониста - П.Сезанна - отмечен конец 1900-х гг. Доведя красочные сочетания до предельной насыщенности, М.Вламинк словно выдохся. Его палитра становится сдержанной, подчас даже суровой, с зелеными и синими доминирующими тонами. На смену стремительным энергичным мазкам приходят медлительные и тугие («Городок с церковью», Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Шату. Остров Флёри», 1907, частное собрание; «Дом с навесом»; «Буживаль» - обе в Национальном музее современного искусства, Париж). Однако даже в этих более спокойных по своему художественному выражению полотнах М.Вламинк сохраняет свой особый тревожный взгляд на окружающую его действительность, который проявляется иногда в лихорадочной манере письма, нарушающей конструктивную ясность формы, и в мрачном сочетании красок.
То же ощущение тревоги характерно и для поздних работ художника, близких по своей манере творчеству экспрессионистов («Хижины», 1925, Национальный музей современного искусства, Париж; «Дорога», 1926; «Гроза над хлебным полем», 1946 - обе в частных собраниях).
ВЫЧУЛКОВСКИЙ Леон (1852-1936) - польский живописец, график.
Учился в Рисовальном классе в Варшаве у В.Герсона (1869-1873), в Академии художеств в Мюнхене (1875-1877) и в Школе изящных искусств в Кракове у Я.Матейко (1877- 1879). Преподавал в Академии художеств в Кракове (с 1895) и Варшаве (с 1934). В историю живописи вошел как автор многочисленных портретов, пейзажей и сцен из крестьянской жизни.
В 1880-х гг. художник писал в основном портреты и салонно-будуарные сцены, отмеченные влиянием раннего Э.Мане и художников-предимпрессионистов. Стремясь к созданию декоративной цветовой структуры, использовал широкую и плоскую технику наложения красочных пятен («В мастерской художника», 1883; «Над книгой»; «Беседа»; «Я увидал однажды»; «В будуаре», 1885).
После второй поездки в Париж и знакомства с искусством импрессионистов у Л.Вычулковского начинается один из самых значительных периодов в его творчестве - украинский, в котором он, будучи уже довольно зрелым артистом, демонстрирует свое техническое мастерство в овладении новой живописной манерой. Художник работает широко и мощно, используя то короткие, то длинные мазки чистого до предела насыщенного цвета, сияние которого подчеркнуто глубокими, но тоже красочными тенями («Рыбаки», 1891, Национальный музей, Варшава; «Пахота на Украине», 1895, Национальный музей, Краков; «Уборка свеклы», ок.1895, Национальный музей, Варшава; «Игра в крокет», 1895, Национальный музей, Краков). В 1900-х гг. Л.Вычулковский обращается к реализму, но обогащает его многими приемами импрессионизма, поэтому этот период в творчестве мастера можно условно назвать постимпрессионистическим реализмом. Он много работает в жанре пейзажа, портрета и натюрморта.
Его излюбленными мотивами становятся цветы и древняя архитектура. Еще в 1898г. художник приступил к работе над обширным циклом видов Татр, выполненных преимущественно пастелью. Помногу раз при разном освещении и погоде Л.Вычулковский пишет одни и те же виды горных озер, что, с одной стороны, вызывает в памяти известные циклы К.Моне, а с другой стороны, отвечает культу Татр в польской культуре. При анализе пейзажных работ живописца обращает на себя внимание его непостоянство в выборе сюжета и средств его воплощения. Так, он использует пастозные мазки масляной краски для наброска «Белых роз» (1908) на фоне темно-синих и золотых драпировок и прозрачную акварельную технику для пленэрных работ с изображением памятников Кракова в разное время суток и года.
ВЮЙАР Жан Эдуар (1868-1940) - французский живописец, график, декоратор, участник группы «Наби».
Учился в Школе изящных искусств и в академии Жюлиана в Париже (с 1886). В 1892 г. вошел в группу «Наби», члены которой развивали декоративные тенденции позднего импрессионизма. Испытал влияние А. де Тулуз-Лотрека и японских мастеров гравюры. У П.Гогена заимствовал плоскостное изображение в виде цветового пятна, обобщенные формы, включение человеческих фигур и предметов в замысловатые декоративные композиции.
следующая страница...
|